yandex

Коронование Девы Марии (алтарь Одди) - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Коронование Девы Марии (алтарь Одди)
Коронование Девы Марии (алтарь Одди)
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Ватиканская пинакотека, Ватикан
Произведение: Коронование Девы Марии (алтарь Одди)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в.
Дата создания: 1502 - 1503 гг.

Описание произведения

Матерь Божия – один из самых любимых образов в христианском искусстве. На картине она сидит по правую руку от Христа и ходатайствует перед Ним за грешников. Рафаэль использовал двухчастную композицию для того, чтобы отобразить два связанных между собой образа: Успение Богородицы и её коронование на Небесах. Земную и небесную сцены разделяет и объединяет тонкая полоска облаков. В верхней части смиренно склонившуюся Марию венчает короной Христос в окружении херувимов и музицирующих ангелов. Снизу на происходящее с изумлением взирают апостолы, стоящие вокруг опустевшей гробницы. В ней покоилось тело Мадонны, а теперь выросли белоснежные лилии и красные розы – символы Богоматери. Апокрифы говорят, что в погребении Марии не участвовал апостол Фома. Позже он просил, чтобы Приснодева дала ему благословение, и тогда она сбросила ему с Небес свой пояс.

Стиль молодого мастера очень близок работам П. Перуджино. Рафаэль впитал в себя живописные приёмы и сам дух умбрийской школы настолько, что «какие-то следы этого сохранились на протяжении почти всей его жизни». Влияние сказывается в особой графичности контуров и жёсткости цветовой композиции: сочетании глубоких и насыщенных тонов красного, зелёного и синего. Художник чётко прописывает лица персонажей, старательно изображая самые разнообразные эмоции. Удивительной красоты пейзаж в глубине пока ещё не тронут дымкой сфумато. Но очевиден постепенный отказ от заимствованных форм: в перспективное построение введено диагональное расположение саркофага. В этой ранней работе уже заметна та особая музыкальность, которая всегда будет присуща гармоничному гению Рафаэля.

История создания

XV век – расцвет Ренессанса. Флоренция и Рим озарены светом гуманизма, а в тёмной Перудже не утихают средневековые страсти: богатые кланы Одди и Бальони ведут ожесточенную борьбу за главенство в городе. Смертельная вражда унесла много жизней с обеих сторон, а жертв её хоронили в местной францисканской церкви. В 1502 г. Леандра Одди – в девичестве Бальони – в память о своем убитом супруге заказала алтарный образ для фамильной часовни. Таким образом, алтарь Одди был выполнен для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже и явился первой работой Рафаэля, которой он вступил в открытое соперничество с боттегой (мастерской) своего прославленного земляка – П. Перуджино.

Контракт между художником и заказчиком не сохранился, поэтому мы не знаем, насколько подробно была сформулирована тема и её иконография, и как много внёс в неё сам мастер. Можно предположить, что здесь «францисканцы сказали своё веское слово», как они и делали обычно, но подготовительные рисунки показывают, насколько глубоко Рафаэль продумывал целое и части картины. На центральной доске художник объединил две различные сцены, как это было принято в иконографии кватроченто: Коронование Девы Марии и Дарование пояса Богородицы св. Фоме. С поразительным мастерством молодой гений выписал на маленькой пределле сцены, повествующие о земной жизни Марии: Благовещение, Принесение во храм и Поклонение волхвов.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, - это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий