«Христос в Гефсиманском саду» - Эль Греко

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Христос в Гефсиманском саду»
«Христос в Гефсиманском саду»
Автор: Эль Греко
Местонахождение: Лондонская национальная галерея, Лондон
Произведение: «Христос в Гефсиманском саду»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1590 г.

Описание произведения

Сюжет картины «Моление о чаше» повествует о тяжелом душевном томлении Спасителя накануне крестных страданий. В молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду о том, чтобы его миновала страшная участь, явилось великое смирение Христа перед волей Божией. Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк.14:33-36).

В центре композиции Эль Греко изображает коленопреклоненную фигуру Христа в алом хитоне. Взор Спасителя обращен к ангелу, который спускается с небес и вступает в немой диалог с Иисусом. Небесный посланник держит в руках чашу - символ приближающихся страданий Христа. Несмотря на темноту сгустившейся ночи, на заднем плане справа различимы фигуры стражников, идущих схватить Иисуса. В их руках подняты острые копья. Но приближающуюся опасность не замечают, те, кто был призван бодрствовать - ученики Христа. Слева в овале, представляющем еще одну грань пространства Гефсиманского сада, мы видим фигуры апостолов, погруженных в глубокий сон. Противопоставление молящегося Христа спящим апостолам наглядно выражает идею: «Дух бодр, плоть же немощна». Основная композиция произведения построена на основе антитезы: сон здесь выступает как символ духовной смерти человека, а бодрствование как работа над совершенствованием души.

История создания

Первую картину на эту тему Эль Греко написал в Толедо, в Испании, где поселился к 1577 году. Данный сюжет был очень популярен среди заказчиков его мастерской, поэтому художник с учениками создал несколько разных авторских повторений. Непосредственно это полотно было приобретено сотрудниками Лондонской национальной галереи в 1919 году, а ранее оно хранилось у наследников одного из заказчиков художника. Долгое время проводилась экспертиза подлинности кисти мастера. Картина и сегодня насыщена яркими цветовыми пятнами, не очень соответствующими поздней манере творчества Эль Греко.

Отношение автора к вере

Художник Эль Греко являет собой пример человека глубоко религиозного, воспитанного на примере христианских подвижников, которые целью своей жизни ставили прославление Христа. Проповедь Евангелия живописец считал своей неотъемлемой миссией, потому так живо и ярко воплощал божественное слово в красках.

К первым учителям художника относят иконописца Михаила Дамаскина, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были в него заложены на Крите. К примеру, у него осталось то особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые были в иконографическом искусстве того времени. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией. Влияние византийского иконописного стиля, понимание религиозного изображения как символа, играющего роль мистического посредника между миром земным и миром небесным, прослеживаются на всем протяжении творческого пути Эль Греко.

Биография

Доменико Теотокопули - настоящее имя художника, псевдоним — Эль Греко с испанского переводится, как «грек», что связано с его местом рождения. Живописец родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит в зажиточной семье. В возрасте 20 лет он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана; именно здесь осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода — картина «Чудо исцеления Христом слепого».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля — мягкие контуры и экзальтация в мимике.

В Рим художник переехал в 1570, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию. Позднее Эль Греко переехал в Мадрид, где стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он переехал в Толедо, где обрел успех и написал свои основные шедевры- «Погребение графа Оргаса» (1588). В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажаются и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Эль Греко обращается к радостным сюжетам Спасения. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Недооценённый до конца своими современниками, живописец умер 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий