Блудный сын - Рубенс Питер Пауль

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Блудный сын
Блудный сын
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Музей изящных искусств, Антверпен
Произведение: Блудный сын
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, фламандская живопись XVII в.
Дата создания: 1618- 1619 гг.

Описание произведения

Притчу о блудном сыне в 15 гл. Евангелия от Луки Христос рассказывает слушающим Его фарисеям и книжникам. Для своей картины Рубенс избрал эпизод, в котором говорится о том, как юноша, промотав наследство, отданное ему отцом, попросился в чужой стране к одному человеку пасти свиней: «Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк.15:14-16).

Художник переносит героев притчи в современную ему фламандскую деревню. Мы видим высокий открытый хлев, в котором находятся лошади, коровы, лежат корзины, седла, различные инструменты. Чуть поодаль - сельский пейзаж с простым маленьким домом и деревянной повозкой. На переднем плане справа свиньи с поросятами толпятся у корыта – крепкая краснощекая крестьянка наливает им воду из деревянного ведра. Здесь же оборванный и полуголый молодой мужчина, став на колено, обращается к девушке с мольбой накормить его, а бородатый старик в высокой шляпе смотрит на него с любопытством и осуждением. Блудный сын изображен неопрятным и избитым, грязная ступня (в лучших традициях Караваджо) развернута прямо на зрителя. Однако, гримаса страдания на его лице и патетическая поза ненадолго занимают наше внимание. Крепкий парень в лохмотьях кажется чем-то чужеродным в среде занятых трудом крестьян. «Для Рубенса жизненное фиаско его героя не психологическая драма, а фарс, естественный результат легкомыслия молодости».

Гораздо интереснее оказывается рассмотреть все подробности крестьянского хозяйства, с такой любовью и тщательностью изображённые художником. Рубенс обнаруживает поразительное знание сельской жизни с ее каждодневными трудами и заботами. Мастерски передано двойное освещение: мерцание свечей в хлеву и красные отблески заходящего солнца, которые вносят в эту неторопливую, размеренную сцену состояние умиротворенности. Настолько правдивы добротный интерьер хлева, естественное поведение сытых животных и лирический вечерний пейзаж, что возникает предположение о написании картины с натуры. Изображенные на переднем плане вилы, лопата и метла оказываются почти в центре композиции, делая очевидным этический смысл картины о важности дружного повседневного труда, единения с природой и мудром следовании законам народной жизни.

История создания

Картина «Блудный сын» считается незаконченной, но она поражает своим спокойным, почти эпическим настроем, который резко отличается от других полотен мастера – красочных и динамичных, мощно увлекающих в водоворот религиозных и мифологических событий. По этой причине хранители музея даже экспонируют её в другом зале – в стороне от бравурных и грандиозных полотен, чтобы она не потерялась на их фоне. Предполагается, что после смерти Рубенса работа находилась в его доме, так как была упомянута в завещании. К ней существует несколько подготовительных рисунков, хранящихся сейчас в Эшмоловском музее Оксфорда, а также была выполнена гравюра.

Очень труден для определения жанр произведения, так как в нем собраны воедино бытовая ситуация, пейзаж, интерьер и сюжет евангельской притчи, но драматическая сцена Священной истории не стала главным стержнем повествования. Очевидно, что картина написана мастером для изображения крестьянской жизни, «трудов и дней» простых людей.

Отношение автора к вере

Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан вхристианской вере. Вера и тонкое понимание человеческой природы сделали из нидерландского художника, по словам Э. Делакруа, настоящего «Гомера живописи».В течение всей своей жизни Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежит никаким сомнениям. По их заказам он создал множествокартин на библейские сюжеты.

Одной из важных миссий художника, которой он отдавал немало сил и времени, была дипломатия. Так, Рубенс участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Он искренне хотел, чтобы прекратилась война, раздиравшая его родину. Где быне оказывался Рубенс,он создавал картины, отражающие христианскую суть человека – доброту и любовь к ближним и Богу. Жизнь самого живописца всегда была наполнена радостью и душевным равновесием, столь необходимыми для изнуряющего творческого труда.

Биография

Рубенс родился в многодетной семье и провел детство в городке Зиген, в Вестфалии. В 1587 г. после смерти отца семья вернулась в Антверпен, где мальчик поступил в латинскую школу. С 1591 г. одарённый и разносторонне образованный Петер Пауль начал изучать живопись. Его довольно посредственные учителя не оказали на будущего художника особого влияния, но уже в 1598 г. он был принят в гильдию св. Луки, а в 1600 г., благодаря поддержке своей матери, Рубенс отправился в Италию, где продолжил свое образование, изучая античные образцы и творения величайших мастеров Возрождения. В Мантуе он поступает на службу к герцогу Винченцо I Гонзаге, для которого пишет портреты и копирует знаменитые картины. Тогда же начинается и его блестящая дипломатическая карьера.

Под влиянием живописи академистов развивается его феерическое мастерство композиции, а работы Караваджо увлекают своей трактовкой светотени. В 1609 г., сложившись как художник, Рубенс возвращается во Фландрию, где становится придворным живописцем эрцгерцога Альберта, и вскоре женится на дочери богатого нотариуса – Изабелле Брандт. Уже первые произведения, выполненные в Антверпене, принесли ему большой успех и признание.

Количество заказов настолько огромно, что, начиная с 1615 г., Рубенсом были организованы художественные ателье, где он создавал картины, совместно со своими помощниками-учениками. Некоторые из них (А. ван Дейк, Я. Йорданс) впоследствии сами стали знаменитыми художниками. Картины тщательно дорабатывались мастером, так что «благодаря последнему красочному слою к ним следует относиться, как к творениям его кисти». Почти всю жизнь художник продолжал выполнять различные дипломатические поручения наряду с художественными заказами, которые он принимал от монархов Испании, Франции и Англии.

С 1630 г., преодолевая тоску по умершей Изабелле, мастер женился на красавице Елене Фоурмен, порвал с дипломатией и переехал в загородный замок.Теперь он пишет больше картин для себя, воплощая темы интимного бытия и пейзажа. Рубенс создал многочисленные монументальные полотна, проявляя себя виртуозным мастером барокко, обновив национальную школу живописи и создав уникальный идеал фламандской красоты, прославляющий пышность тела и торжество жизненной силы. Художник ушел из жизни 30 мая 1640 г.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий