yandex

Благовещение - Тициа́н Вече́ллио (Тициан)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение
Благовещение
Автор: Тициа́н Вече́ллио (Тициан)
Местонахождение: Церковь Сан-Сальвадор, Венеция, Италия
Произведение: «Благовещение»
Жанр: Художественное
Год создания: 1565
Эпоха/течение: Венецианская школа эпохи Высокого Возрождения

Описание произведения.

Картина Тициана была написана маслом по холсту в 1565 году. Создана как алтарный образ для капеллы святого Августина в церкви Сан-Сальвадор, что в Венеции. Находится там поныне. Картина прямоугольного формата, расположенного по горизонтали, имеет размер 420*240 см. Вертикальный формат картины подчеркивает движение композиции сверху вниз и наоборот, тем самым подводя зрителя к мысли о возвышенном и непостижимом. Мы видим две крупные фигуры внизу полотна и несколько наверху.

Картина построена на композиции из диагональных линий света, смещенного немного вверх от центра картины к фигуре мужчины внизу слева, что озаряем лучом этого света. С плавным светотеневым переходом к фигуре женщины в нижнем правом углу картины, находящейся в полутени. В верхней части можно наблюдать фигуры ангелов. Которые, будто охраняя луч света, расположены по обеим сторонам от него. Переводя взор на вершину треугольника этой композиции, мы наблюдаем белого голубя, летящего вниз, будто спускающегося к нам как образ Духа Святого. Здесь он, вместе с лучом света несет весть, которую озвучит Гавриил (озаренная светом фигура мужчины). Сложив руки на груди перед взором Всевышнего, он несет Марии благую весть: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус». (Лк.1: 26-38). Мария, фигура женщины в полутени, выражает смятение жестами и мимикой: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». (Лк.1:26-38).

Если обратить внимание на размер фигур некоторых ангелов по отношению к фигуре Марии, можно заметить, что они написаны крупнее. Объединяя этот прием с использованием полутени на самой Марии, Тициан как бы говорит о совмещении воли Божьей и человеческой. Картина полна символикой и пропитана верой. Это одна из многих работ Тициана, насыщенных трепетным отношением к жизни и глубоким осмыслением божественного начала.


История создания.


Знакомясь с ранними работами Тициана (1500-1516), можно проследить формирование художника. Жадно изучая произведения своих предшественников, он постепенно определяет собственный путь. Он подражает Джорджоне (а в дальнейшем, после его смерти, заканчивает некоторые работы художника) в технике, но не в мотивах.

Тициан был прекрасно образован. Он был утонченным эстетом, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании. Отсюда – тонкость и психологическая точность его сюжетов, та самая глубина христианского содержания, которое наполняет прекрасную античную форму. Этим характеризуется эпоха Возрождения. Но у Тициана все это сочетается на совершенно уникальном уровне.

У него была интересная и насыщенная жизнь. Много путешествовал. Являлся почетным гостем при дворе императоров. Был приглашен для написания портрета папы Павла III, который несет неприкрашенную характеристику модели. Тициан был прекрасным и чутким портретистом, не боялся показать индивидуальность образа.


Отношение автора к вере.


Большой пласт работ Тициана посвящен теме веры и библейских сюжетов. С раннего периода его становления известны две прекрасные Мадонны («Цыганская Мадонна» (ок.1510) и «Мадонна с вишнями» (1510-1511)), что показывает нам высокую значимость этих образов для художника.

Тема Благовещения широко представлена в живописи всех времен. Не раз к ней приходил и Тициан, в эскизах и подмалевках.

Независимо от этапов жизни и ее материальной насыщенности, он никогда не отворачивался от лика Всевышнего. Сам художник говорил, что сила его кисти и мысли существуют благодаря Всевышнему. Тициан работой, своим творчеством прославлял Бога.


Биография.


Тициан родился в местечке Кадоре, вблизи от Альп, в семье военных. Примерно в 1490-х годах он приехал в Венецию и сначала поступил в мастерскую мозаичиста Себастиано Цуккати, а затем перешел к Джентиле и Джованни Беллини. Тициан знакомится с представителями венецианской школы живописи и другими художниками, но особенно тесные отношения у него завязываются с Джорджоне. В 1506-1507 годах Тициан переходит к нему в мастерскую, и становиться помощником.

В 1517 году Тициану был присвоен титул первого художника Венецианской республики. В 1525 году он женится на Чечилии Сольдано, которая уже имела двух детей. Но вскоре она погибает при родах их совместного ребенка.

Тициан находился под покровительством Федерико Гонзага, графа Мантуи и получает, благодаря этому, дворянское звание, которое присвоил ему император. В 1575 году в Венецию приходит эпидемия чумы, Тициан, заразившись от своего сына, умирает. Вопреки законам, призывавшим сжигать тела умерших, его похоронила в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. На могиле художника, благодаря которому Высокое Возрождение в Венеции достигло своего расцвета, высечено: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли - соперник Зевсов и Апеллесов».

Памятник на могиле Тициана появился только через 200 лет после его смерти. Он был выполнен по заказу австрийского императора Фердинанда. Монумент выполнен в стиле Барокко, из каррарского мрамора учениками великого скульптора Кановы Луиджи и Пьетро Зандоменеги (1838-1852). В центре памятника статуя Тициана, слева от него Природа, справа - Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана - Живопись и Скульптура, справа -Графика и Архитектура. Две скульптуры императоров внизу: Фердинанда Австрийского и Карла Пятого.


Автор текста: Цымбал Анастасия.

Оставить комментарий