yandex

Благовещение - Василий Иванович Суриков

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение
Благовещение
Автор: Василий Иванович Суриков
Местонахождение: художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск
Произведение: Благовещение
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: религиозная живопись
Дата создания: 1914 г.

Описание произведения.

«Благовещение» Василия Ивановича Сурикова – одна из поздних работ художника, которая неоднозначно была встречена общественностью начала XX века, ввиду необычно простой и незамысловатой техники исполнения, несвойственной художнику. Картина передает собой одно из ключевых событий новозаветного времени – явление архангела Гавриила непорочной Деве Марии с целью передать ей Благую Весть от Господа – совсем скоро ей предстоит стать матерью самого Божьего Сына! Насколько трепетен и волнителен этот момент: юная девушка не из знатного рода избрана Богом, чтобы явить миру Спасителя.

Художник очень тонко передает на полотне изумление и в то же время безграничную покорность на лице Марии. Разумеется, в тот момент девушка не осознает до конца свое предназначение, поэтому она удивлена и несколько растеряна появлением перед ней Архангела. Однако вместе с тем она излучает смирение и доверие Господу, поскольку знает, что Его план – лучшее, что может быть.

Фигуру Архангела Суриков изобразил величественно и торжественно – тем самым каждый, созерцающий полотно, ощущает на себе всю силу и фундаментальность происходящего. Благая весть звучит из уст Божьего посланника, протянутые руки к Марии как будто призывают ее покориться воле Господа. Золотистый свет, ореолом окутывающий Гавриила, источает Божественную славу и мощь. Художник не мог подобрать лучшей цветовой гаммы для того чтобы запечатлеть на холсте один из важнейших эпизодов в судьбе человечества – начало победы над грехами этого мира было положено в маленькой тесной комнатке. Пророчества, данные Богом еще в Ветхом Завете о пришествии Спасителя, наконец, начинают исполняться!

История создания.

Работу над картиной Василий Иванович начал в 1914 г. Как известно, обращение мастера к библейским сюжетам в конце своего творческого пути неразрывно связано со скоропостижной смертью горячо любимой жены художника в 1888 г. С этого момента Суриков все больше стал задумываться о смысле бытия, о вере, о вечной жизни. Это и нашло отражение в его поздних работах, где евангельские мотивы становятся центром изобразительного повествования. Известно, что на одном из своих альбомов с рисунками художник написал: «В вере Христовой все предусмотрено, ничего без ответа не оставлено. Чего же искать в так называемой философии? Вера есть дар, талант, не имеющего этого дара - трудно научить. Вера есть высший дар из всех даров земных. Никакой изобретательный гений земли не сравнится с ним». В «Благовещении» нашли свое отражение духовные искания мастера, в Божественном замысле явления миру Спасителя Василий Иванович видел упование и надежду для потерянных людских душ, находил радость для себя после тяжелой утраты любимого человека.

Отношение автора к вере.

Еще будучи начинающим художником, Суриков В. И. написал на заказ икону «Богородичные праздники», а позднее, обучаясь в Петербургской академии художеств, выполнил ряд работ, посвященных сюжетам Ветхого и Нового Заветов, например, таких, как «Изгнание Христом торгующих из храма» (1873) и «Нерукотворный образ» (1872). В биографии художника присутствует такой факт, что однажды ему предложили уехать работать за границу, однако, тот отказался и остался в России расписывать недавно возведенный Храм Христа Спасителя. Это ярко свидетельствует не только о патриотизме художника, но и, в первую очередь, о его преданности православию, которое с годами лишь укреплялось. Уход в вечность обожаемой им жены, Елизаветы, еще более подтолкнул художника в его стремлении к поиску истины и света. Он много времени проводил за чтением и изучением Писания, регулярно посещал церковь, где в молитвах утешался Господом. Результатом подобных терзаний стала картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом» (1888 г.), что стало символом возрождения мастера к обновленной жизни, желанию видеть Божий свет и нести его людям.

Биография.

Василий Иванович был потомком старинного казачьего рода, а в честь его знаменитого деда даже назван остров Атаманский на Енисее. Детство он провел в Красноярске среди суровой природы и патриархального быта, как позже писал: “Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства, она же дала мне дух, и силу, и здоровье”. Суриков рано лишился отца и вынужден был пойти писцом в контору, но продолжал заниматься живописью и даже учился иконописи. По окончании гимназии талантливый юноша едет с крестьянским обозом в Петербург – поступать в Академию Художеств, вскоре ещё студенческой скамье он создаёт свою первую значительную картину – “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге”.

Успешно окончив Академию, живописец приезжает в Москву – выполнить часть росписей для декоративного оформления главного собора столицы – храма Христа Спасителя. Молодой художник ищет собственный стиль и работает над манерой письма. “И слава Богу! – позже вспоминал об этом периоде Суриков. – Ведь у меня какая мысль была в то время: царицу Клеопатру написать – “Египетские ночи” … Трудно было для храма Спасителя работать. Я хотел туда живых лиц ввести, греков искал. Но мне сказали: если так будете писать – нам не нужно. Ну, я уж писал так, как требовали.».

С 1881 года Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В поздние годы Василий Иванович написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея). На закате своей жизни Суриков оставался увлеченным грандиозными задумками. Но, к сожалению, незаконченными так и остались «Красноярский бунт», «Пугачёв», «Княгиня Ольга».

Выдающийся русский художник умер 19 марта (6 марта по старому стилю) в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий