«Благовещение» - Веронезе Паоло

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Благовещение»
«Благовещение»
Автор: Веронезе Паоло
Местонахождение: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Произведение: «Благовещение»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение, Венецианская школа
Дата создания: около 1560 г.

Описание произведения

На полотне Паоло Веронезе изображен известный новозаветный сюжет Благовещения, подробное описание которого мы находим в Евангелии от Луки: «…Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца....» (Лк.1:28-33).

Пространство картины зрительно поделено на две части. Справа мы видим Деву Марию, которая, стоя на коленях перед раскрытым молитвенником, слышит обращение к Ней и поворачивается к величественной фигуре архангела Гавриила. Находясь диагонально напротив Пречистой Девы, архангел парит в прозрачном облаке. В одной руке он держит цветок - белую лилию, символизирующую непорочность и чистоту Марии. В вышине над головой ангела парит белоснежный голубь, воплощающий собой образ Святого Духа. Из голубя исходит тонкий луч, пронзающий сердце Пречистой Девы. Руки Марии скрещены на груди, что свидетельствует о глубоком смирении и благоговении, с которым Она принимает божественное послание. Рядом с ее пюпитром сидит небольшая собачка – благородный символ защиты от всех невзгод.

Второй план картины отделен от первой красно-золотистой мозаикой пола и открытым пространством, наполненным архитектурными деталями. Это – будущее человечества. Мощная гранитная колонна справа символизирует собой незыблемый столп веры. Слева – на кресле сидит павлин с закрытым хвостом, означающий грядущее Воскресение.

История создания

Итальянские искусствоведы предполагают, что данная картина была написана по заказу правления Скуолы де Мерканти – христианского братства, в основном действующего в Венеции в XVI веке. Полотно украшало один из его храмов, возможно алтарь или часовню церкви Мадонна дель Орто. Дальнейшая судьба картины неизвестна.

В первой четверти XX века «Благовещение» Паоло Тинторетто приобрел немецкий предприниматель, коллекционер, Генрих Тиссен, барон Борнемиса де Касон. Это произведение стало одним из первых в его весьма обширной коллекции.

Отношение автора к вере

Паоло Веронезе был не только талантливым и верующим человеком, но и глубоко думающим художником. Нередко создавая картины на древний религиозный сюжет, он пытался увидеть его через призму понимания жизни своих современников. Однако за такие «вольности» можно было поплатиться, что и случилось с художником.

В 1573 году, после создания полотна «Тайная вечеря» для монастыря Санти-Джованни-э-Паоло, художника вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Его обвинили в чересчур вольной трактовке религиозной сцены и нашли картину весьма греховной. В композиции этого полотна, помимо Христа и апостолов, присутствует большое количество вельмож в дорогих одеждах, которые даже не смотрят в сторону Спасителя. Ведь они заняты более важными делами – поглощением еды, танцами, пением. Между тем, как известно, именно на этой последней трапезе Христос объявил, что один из присутствующих предаст Его. И в этой картине художник представил множество людей, готовых продать Господа за красивую одежду, вкусную еду и развлечения. Такая трактовка канонического сюжета – весьма вызывающее заявление автора, но будучи истинным христианином, он не мог не попытаться своим творчеством обратиться к душам современников, даже если за это последует наказание.

Биография

Паоло Веронезе, чье настоящее имя - Паоло Кальяри, родился в 1528 году в итальянской Вероне, в семье каменотеса Габриэля и его жены Катерины, у которых он был пятым сыном.

Вероятно, художественные способности у Паоло проявились рано. Первоначально он учился у архитектора Микеле Сан Микеле, но эта профессия ему не понравилась. Вскоре он перешел в мастерскую художника Антонио Бадиле, который к тому же являлся ему дядей.

В 1550-х годах Веронезе уже занимался монументальной живописью, считался мастером стройной композиции и непревзойденным колористом. Вскоре его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.

До 1555 года художник жил в родной Вероне, а после получил заказ расписывать церковь Святого Себастьяна и опять отправился в Венецию.

Творческая деятельность художника в этом городе произвела необычайный фурор. Веронезе расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Его произведения очень впечатляли современников.

В 1560 году уже будучи в Риме Веронезе познакомился с произведениями Микеланджело и Рафаэля.

В 1566 году он женился на дочери своего дяди и учителя Антонио Бадиле. Паоло оказался заботливым и любящим отцом своих 4 детей и одного из сыновей он назвал в честь своего отца - Габриелем.

В 1580-х Веронезе приобрел имение, где поселился с женой и детьми, но уже вскоре заболел воспалением легких.

19 апреля 1588 года Паоло Веронезе скончался в Венеции и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий