Благовещение - Нестеров Михаил Васильевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение
Благовещение
Автор: Нестеров Михаил Васильевич
Местонахождение: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Произведение: Благовещение
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1901 г.

Описание произведения

Одной из наиболее часто встречающихся христианских историй в живописи была и остается тема Благовещения, поскольку она затрагивает ключевой момент в евангельском повествовании – принятие Девой Марией вести о том, что ей надлежит стать матерью самого Господа, воплотившегося как человека. Одноименная картина кисти Михаила Нестерова также посвящена этому радостному событию.

Художник воплотил задуманные образы, используя масляные краски на фанере. Но, несмотря на то, что масло обычно придаёт плотность изображению, Нестерову удалось создать невероятно воздушное и нежное произведение искусства. Его работу отличают светлые, пастельные оттенки, словно сделанные невесомыми акварельными штрихами.

Весь облик Девы Марии передаёт состояние смирения, покорности и одновременно тихой радости от услышанного Ею. Одного взгляда на полотно достаточно, чтобы почувствовать мягкий божественный свет, струящийся из самых глубин Её души. В момент принятия благой вести от посланника Господа Мария уже окружена святостью, живописец показывает это с помощью нимба над Её головой. Архангел Гавриил также изображён ещё юношей, в левой руке он держит прекрасный цветок, который протягивает Марии. Цветок столь же хрупкий, как и сидящая с книгой на коленях девушка. Картина Михаила Васильевича Нестерова пронизана атмосферой трепетного благоговения и теплоты евангельской истории о явлении Христа в этот мир.

История создания

Евангельский сюжет благовествования Деве Марии Архангелом Гавриилом был одним из излюбленных библейских тем в живописи для Михаила Васильевича Нестерова. На протяжении своей жизни он не раз обращался к нему. «Благовещение» увековечено им в росписи храмов в Москве, Санкт-Петербурге и Владимире.

Известно, что после смерти своей жены художник еще чаще стал обращаться к духовной живописи. Так, картина «Благовещение», написанная им в 1901 г., представляет нам очень трогательный и женственный образ Девы Марии, которая являет собой воплощение духа кротости и нежности материнства. Кажется, что живописец запечатлел момент, который апостол Лука описывает такими словами: «Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие» (Лк.1:28-29). Михаил Васильевич Нестеров сумел передать смущение и робость Девы Марии от слов Архангела Гавриила и увековечить в своей работе радость и торжество Благовещения.

Погружение в Писание и воплощение на полотнах библейских мотивов помогало Нестерову преодолеть горечь утраты любимой супруги, в христианской вере он черпал нескончаемое вдохновение и силы для своего творческого потенциала.

Отношение автора к вере

Жизнь и творчество Михаил Васильевича Нестерова целиком и полностью были посвящены православной вере русского народа. В своих произведениях он стремился показать глубину духовных исканий человека, принимал участие в росписи храмов и создании эскизов для иконостаса.

Его семья была очень религиозной, с детства художник впитывал в себя основы христианства, его родители закладывали в мальчике глубокую и искреннюю веру в Бога, а также почитание святых. Так, Михаил Нестеров очень трепетно относился к преподобному Сергию Радонежскому, которому посвятил целую серию своих картин. Он также был твердо убежден в том, что возрождение русского народа возможно только путем укрепления православной веры в сердцах людей.

Даже после Октябрьской революции художник не отказался от своих религиозных взглядов, хотя и в меньшей степени стал создавать картины на библейскую тематику. Но до самого конца своей жизни Михаил Нестеров оставался человеком, любящим Бога всей душой.

Биография

Михаил Васильевич Нестеров (31 мая 1862 – 18 октября 1942 гг.) был известным русским художником-живописцем. Он родился в Уфе, учился в мужской гимназии Оренбурга, а затем — в одном из московских реальных училищ. После юноша стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1881 году молодой Нестеров поступил в Академию художеств Петербурга. В середине 80-х художник обратился к написанию исторических полотен. В это время он также работал иллюстратором. В 1886 году Нестеров создал картину «До государя челобитчики», удостоенную многих наград.

Далее в его творчестве наступил новый период. Созданная им в 1888—1889 годах картина «Пустынник» сделала художника выдающимся живописцем своего времени. Вскоре Нестеров отправился путешествовать по Европе. Результатом поездки стало создание полотна «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890). Произведение было посвящено Сергию Радонежскому и открыло цикл работ художника на эту тему.

Чуть позднее Михаила Нестерова пригласили для росписи киевского Владимирского собора. В последующие годы художник также расписал еще несколько других храмов. В дальнейшем творчестве Нестерова главной стала религиозная тема. Ей посвящены произведения Соловецкого цикла (1901—1917). После революции живописец долго не мог работать из-за болезни. Он вновь взялся за кисть лишь в 30-е годы. В этот период был создан «Портрет И. П. Павлова», удостоенный Сталинской премии. Последней работой Нестерова стало полотно «Осень в деревне» (1942). В этом же году 18 октября художника не стало. На тот момент ему было 80 лет.

Автор: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий