«Благовещение» - Мемлинг Ганс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Благовещение»
«Благовещение»
Автор: Мемлинг Ганс
Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Произведение: «Благовещение»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ранняя нидерландская живопись, Возрождение
Дата создания: Около 1489 г.

Описание произведения

О сюжете этой картины можно прочитать в Стихах 28 - 33 главы 1 из Евангелия от Луки: «…Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца…». (Лк.1:28-33).

Художник намеренно использовал традиционный прием готического искусства и несколько удлинил фигуры своих персонажей. Это позволило создать в статичной композиции, отображающей собой интерьер, динамическую строгость и при этом светлую благость, достигаемую при помощи контрастных цветовых пятен.

Центр композиции смещен вправо, и им является Богородица, сидящая у пюпитра с раскрытым на нем молитвенником. Правую руку она прижимает к груди, над ее головой в сиянии славы парит голубь – символ Святого Духа. Мария, прикрыв глаза, словно прислушивается к себе, при этом левой ладонью указывает на текст молитвенного пророчества. Перед пюпитром заметна ваза с белой лилией – символом чистоты и непорочности женщины. Слева в картине представлен архангел Гавриил в расшитом золотом плаще, надетым на белоснежный хитон и заколотым фибулой, украшенной самоцветными камнями. Узоры, растительный орнамент, а также изображение птицы на плаще ангела символизируют о том, что он – вестник новой, прекрасной жизни, страстей и бесконечного божественного существования, которые ожидают еще не рожденного Богочеловека.

Одним из важных элементов картины является передача интерьера с его деревянной фактурой двери, оконных ставней, фасада секретера, а также тканей на постели и убранном в кокон балдахине. Все это создает привычную для современников Мемлинга атмосферу домашнего уюта и правдивости происходящего события. Дева Мария, земная, чистая женщина, из обыкновенного города была выбрана Господом для свершения благостного и грандиозного Божественного провидения.

История создания

Картина выполнена на доске и скорее всего являлась украшением алтарной части какого-либо европейского храма. К сожалению, нет точных данных, кто является заказчиком этой работы и как она попала на другой континент через океан. Однако сверкающий колорит и тонкая живописная прорисовка указывают на то, с какой любовью выполнил это произведение нидерландский мастер XV века.

Отношение автора к вере

О жизни этого художника известно очень мало. Предположительно Ханс Мемлинг начал обучаться живописи у монахов бенедиктинского аббатства в родном городе Зелингенштадте. Соответственно все образы, которые он писал в юности, да и в дальнейшей зрелой жизни, были христианскими и имели прямое отношение к евангельским сюжетам. Чтобы создать нечто великолепное, а тем более шедевр, его истоки нужно взрастить в собственной душе. Судя по его произведениям, художник был искренним христианином и очень чутким автором живописных сюжетов. Большинство его работ – прекрасные алтарные композиции, которым в дальнейшем молилось не одно поколение голландцев. При взгляде на его картины возникает тонкое, душевное ощущение любви к Господу и духовное смирение, которыми несомненно обладал сам художник и проповедовал это своим зрителям.

Биография

Голландские искусствоведы склоняются к мысли, что отец будущего художника происходил из селения Мемминген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген в 1451 году скончался в Зелингенштадте. Ганс Мемлинг родился в этом же городе, около 1430 года.

Начальные уроки живописи юноша получил у местных монахов, а как профессиональный художник, сложился в Кельне, где возможно учился у живописца Стефана Лохнера.

В 1459 – 1640 годах мастер вернулся в Голландию и вероятно работал в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Однако документальных свидетельств о его ученичестве не сохранилось. Но, несомненно, творчество этого мастера оказало на Мемлинга колоссальное влияние.

30 января 1465 года Ханс Мемлинг переехал в Брюгге, получил гражданство Нидерландов и стал членом гильдии Святого Луки. Об этом свидетельствуют архивные записи. А вот то, что он участвовал в сражениях в качестве солдата армии Карла Смелого и был тяжело ранен в бою при Нанси – не имеет документальных подтверждений. Но однозначно точно художник долгое время находился в госпитале Святого Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для монахов-госпитальеров несколько картин.

Позже мастер купил дом в Брюгге на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев, женился на Анне Фалкенаре и родил троих сыновей: Яна, Корнелиса и Николаса.

У Мемлинга была своя мастерская, в которой также работали его ученики, сыновья и другие живописцы.

Умер Ханс Мемлинг 11 августа 1494 года, и был похоронен на кладбище церкви Святого Гислена в Брюгге.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий