«Благовещение» - Леонардо Да Винчи

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Благовещение»
«Благовещение»
Автор: Леонардо Да Винчи
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция
Произведение: «Благовещение»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение
Дата создания: 1472 - 1475 гг.

Описание произведения.

До второй половины XIX века это полотно считалось произведением Доменико Гирландайо. Позднее оно было атрибутировано историком искусства Карлом Эдуардом фон Липгартом, как произведение гения Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи. События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. На полотне изображен момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает Марии благую весть: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». (Лк.1:28-31).

Композиция написана необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей, большинству итальянских художников середины XV века угловатости в изображении складок и грубых черт лиц персонажей. Сюжет трактован лирично, проникновенно. При этом в композиции присутствует строгая геометричность и точность до самых мельчайших деталей. Образ Богородицы выписан тонко и изящно. При том, что пальцы Ее правой руки касаются пряжи, продолжают работать, левая ладонь открыта – это знак принятие Божественной воли. Пречистая Дева с искренним почтением слушает ангела, явившегося на порог Ее дома. Ангел, преклонив одно колено и слегка опустив голову, левой рукой прижимает к себе белую лилию – традиционный символ непорочности Девы Марии. Правой рукой он направляет на Нее благословляющий жест, который также трактуется, как передаваемое здесь и сейчас важное послание-изречение.

Все это происходит на фоне горизонтально выстроенного обширного пейзажа с резными силуэтами деревьев, уходящей вдаль рекой с виднеющимися мачтами кораблей, башнями города, еле заметной горой и мощной стеной дома Богородицы. Все это придает значимость и торжественность сюжета, который также повествует о о мистической тайне, знать которую никому не подвластно.

История создания.

Картину «Благовещение» Леонардо да Винчи написал в мастерской Андреа Верроккьо. Существует версия, что это была последняя работа молодого гения под крылом своего учителя. Исследователи творчества да Винчи полагают, что данное произведение было заказано для перестраиваемого в тот момент главного храма женского монастыря Святого Бартоломео в Монте-Оливето, что недалеко от Флоренции. Прямоугольная форма картины говорит о том, что она могла висеть непосредственно над алтарем церкви. Надпись на обороте подтверждает, что доска какое-то время находилась в ризнице, судя по другим свидетельствам - украшала стену монастырской трапезной.

Произведение приписывалось разным авторам и вполне обоснованно считалось, что вся композиция и колористика были разработаны Андреа Верроккьо – ведущим художником своей мастерской. Но одно из рентгенографических исследований показало, что часть работы, которую предположительно выполнил Верроккьо, была написана довольно крупными, тяжелыми линиями, а использованные белила содержали свинец. Все это осталось в глубине живописного слоя и сильно переписано более тонкими, легкими мазками и красками, без содержания свинца. При этом итальянские искусствоведы считают, что белый стол-постамент, стоящий между Марией и Гавриилом - копия саркофага Пьеро Медичи в церкви Сан Лоренцо, который изготовил Андреа Верроккьо.

Отношение автора к вере.

Леонардо да Винчи был гениальным творцом и изобретателем, поэтому многие современные исследователи приписывают ему атеистические взгляды на мир. Только это совсем не так. Он был настоящим деятелем Эпохи Возрождения, точно понимая божественную сущность человека, его совершенство. Ведь человек подобен Богу, и Он внутри него, надо только обрести эту веру. Художник стремился изучить природные явления и разрабатывал научные гипотезы, чтобы лучше познать мир и Бога. Но насколько глубоко это возможно? Ответ как раз и дает тот факт, озвученный, Вазари, что мастер не дописал или закончил некоторые свои произведения совсем «не так», как планировал, потому что, все-таки существуют небесные вещи, не подвластные человеку. И Леонардо да Винчи это хорошо понимал, как никто другой, искренне преклоняясь перед Господом – творцом мироздания.

Наверное, лучше всего об отношении этого гения эпохи Возрождения к вере прояснил христианский богослов, американский философ, пресвитерианский пастор середины XX века и известный исследователь западного искусства, Фрэнсис Август Шеффер: «… Он был одним из уникальнейших гениев в истории человечества. Своим блестящим умом он постиг, исходя из математики, что руководствующийся гуманистической концепцией человек получает в результате только часть мира. Леонардо понимал, что, отталкиваясь лишь от самого себя, человек никогда не сможет прийти к сути вещей…».

И значит для того, чтобы человеку все-таки максимально познать мир, надо искренне обратиться к Богу.

Биография.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано возле небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции. Его родителями были нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. То есть художник был, как в то время считалось, незаконнорожденным отпрыском людей из разных сословий. Первые 3 года Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной женщине, но брак оказался бездетным, и нотариус забрал своего единственного сына на воспитание. Затем нотариус овдовел, снова женился, и в итоге у него уже было 12 детей, возможно, поэтому он не сильно переживал, когда его первенец отказался приобщаться к семейной профессии. Леонардо демонстрировал большие успехи в живописи и в 14-летнем возрасте родитель отправил его учиться и работать подмастерьем у знаменитого художника, Андреа дель Верроккьо. За годы обучения Леонардо освоил черчение, химию, металлургию, занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской кроме него обучались такие в дальнейшем известные живописцы, как Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали другие мастера, например, Гирландайо.

В 1481 году Леонардо да Винчи стал профессиональным живописцем и начал собственную творческую деятельность.

У художника было много друзей и учеников, он не вступал в брак, предпочитая все свое время проводить в изучении наук и заниматься профессиональной деятельностью. Как известно, помимо живописи и скульптуры, Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в архитектуре, изобретал механизмы, изучал анатомию, химию, писал трактаты и музыку.

После страшной эпидемии чумы 1485 года в Милане, мастер предложил властям проект идеального города с определенными параметрами, планировкой и канализационной системой. Изучая медицину, он был уверен, что такие новшества позволят людям избежать заражения многими опасными болезнями. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил этот проект. Но спустя несколько веков сотрудники мэрии Лондона, изучая план Леонардо да Винчи, признали его совершенной основой для дальнейшей застройки британской столицы.

2 мая 1519 Леонардо да Винчи скончался во французском замке Кло-Люсе и был похоронен в церкви Сен-Флорантен в городе Амбуазе.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий