Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Библейское повествование о чудесной встрече Девы Марии и Архангела Гавриила, принесшего Ей благую весть многие столетия находило художественное выражение как в традиционной иконописи, так и в религиозной живописи. Существует большое количество различных интерпретаций данного сюжета, которые, в основном, зависели от конкретной эпохи. Однако неизменными всегда оставались две ключевые фигуры - Марии и Архангела, а также художники часто использовали определённые атрибуты сцены, как, например, белую лилию - христианский символ чистоты и непорочности Божьей Матери.
В XV веке нидерландский живописец Робер Кампен создал свою версию "Благовещения". Она была задумана как центральная часть триптиха, над которым мастер работал несколько лет. Р. Кампен представил Деву Марию в привычной для того времени бытовой обстановке: Она изображена сидящей подле резной деревянной скамьи с раскрытой книгой в руках. Девушка настолько погружена в чтение, что, кажется, совершенно не замечает явившегося Ей Ангела. Её лицо спокойно и безмятежно, золотистые кудри рассыпаются по плечам. Привлекает внимание ярко-красное платье с каймой, столь объёмное, что его складки почти полностью скрывают фигуру Богородицы.
Архангел Гавриил предстает в виде юноши с волнистыми волосами и радужными крыльями за спиной. Он жестом обращается к Деве Марии, не желая Её испугать. Очень мягко и деликатно Ангел взывает к девушке, это чувствуется по его выражению лица, об этом свидетельствует и его коленопреклоненная поза. Сквозь маленькое круглое окно позади Гавриила пробивается луч света, в котором можно увидеть маленькую фигуру Христа, несущего крест.
Произведение изобилует деталями, подчас имеющими скрытый смысл. Белоснежное полотенце возле рукомойника говорит о чистоте избранной Богом Марии. Открытое Писание на столе - показатель истинной веры девушки. Интересны и два небольших льва на подлокотнике слева. Согласно средневековому поверью, львица рождала детёнышей мертвыми и лишь спустя три дня пробуждала в них жизнь, издавая рык. Люди того времени видели в этом аналогию со смертью и воскресением Иисуса Христа.
Стремление к тщательному изображению мелких предметов, понятных и используемых в каждодневной жизни и служащих фоном для религиозных сцен, является отличительной особенностью живописи эпохи Возрождения. В работе Робера Кампена можно увидеть даже гербы, принадлежавшие заказчикам: они расположены в верхней части окна сзади Девы Марии. Свет и тепло исходят от картины, радость от благой вести, услышанной Марией, передаётся и зрителю.
История создания
Триптих, созданный Робером Кампеном приблизительно в 1425 – 1430 годах, известен как алтарь Мероде. Как и большинство других работ мастера он не подписан и не обозначен точной датой, а потому его авторство не сразу было определено. Изначально считалось, что создан он был Рогиром Ван дер Вейденом, учеником художника. И лишь позднее триптих причислили кисти Кампена. Принято считать, что не он один написал все сцены, вероятно, это всё же коллективный труд.
Произведение состоит из трёх небольших по размеру деревянных панелей. Слева изображена семейная пара, они же заказчики (донаторы), справа - Святой Иосиф за работой в своей мастерской. Центральная часть посвящена Благовещению. Существует и более ранняя версия этого сюжета, она несколько отличается от итоговой и хранится в Королевском музее изящных искусств Брюсселя. Интересен факт, что женщина в паре слева была дописана позднее, чем мужчина. Это связывают с бракосочетанием заказчика, Питера Энгельбрехта. А загадочный мужчина позади вполне возможно является самим художником. Но это утверждение окончательно не доказано.
Алтарь получил своё название по имени последнего его владельца, бельгийского графа Карла де Мероде. Вокруг триптиха и по сей день не угасает споры искусствоведов, в нём имеется много исправлений, внесённых уже позднее. А по одной из версий, изначально задумывалась только центральная панель как самостоятельная картина, боковые створки были добавлены уже в процессе. Несмотря на все разногласия, работа Робера Кампена остаётся прекрасным образцом христианской живописи Северного Возрождения.
Отношение автора к вере
Вся художественная деятельность Робера Кампена была связана с религиозной живописью. Его работы, выполненные на те или иные христианские сюжеты, отличаются высокой степенью мастерства и реалистичностью изображения. Художник передавал образы святых, максимально приближая их к обыкновенным людям. Таким образом, персонажи картин Кампена становились более понятными его современникам.
Мастер стремился отразить на холсте не только происходящие события, но и показать глубокие эмоциональные переживания, которые испытывали герои (как, например, в композиции «Положение во гроб», где даже Ангел Божий, стоящий у гробницы Христа, изображен плачущим). Используя различные бытовые детали в интерьере своих картин, живописец наполняет их символическим значением: книга с раскрытыми страницами напоминает о Божественной мудрости, пламя очага – о жертвах, приносимых за грех в Ветхом Завете, вода символизирует новозаветное крещение и т.д. Поскольку сама биография Робера Кампена не позволяет делать конкретные выводы о его личных взаимоотношениях с Богом, его произведения – то, что передаёт внутренние духовно-нравственные искания самого автора и отражает его религиозные переживания.
Биография
О жизни и творчестве нидерландского мастера Робера Кампена сохранилось не так много информации. Предположительно родился он в 1378 году в городе Валансьен. Живописи обучался в Дижоне, первое упоминание имени художника в архивах относится к 1406 году. Известно, что в 1410 году он приобрёл несколько домов в городе Турне, что свидетельствует о его благополучном материальном положении. Большое количество заказов позволило ему непрерывно совершенствовать свои творческие способности.
Помимо большого числа религиозных работ Кампен также занимался портретами, но они не были приоритетным направлением его деятельности. В 1418 году живописец открыл собственную художественную мастерскую, где среди его учеников особо выделяются знаменитые Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Р. Кампен считается основоположником Северного Возрождения, однако, есть затруднения с идентификацией произведений мастера, поскольку он не ставил на них свою подпись. Основные работы, автором которых считается Кампен – это створки Флемальского алтаря, триптих Мероде, створки алтаря Верля.
Есть сведения, что в 1423 году художник принимал участие в восстании горожан г. Турне против власти патрициев, после чего он вошёл в состав городского правления. Позднее же, после восстановления патрициев, он подвергся гонениям, при этом не прекращая своей творческой активности. Скончался Р. Кампен 26 апреля 1444 года в Турне. Его вклад в развитие средневековой нидерландской живописи по праву считается выдающимся, картины живописца сейчас находятся в коллекциях различных музеев и галерей по всему миру.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.