Благовещение - Фра Беато Анжелико

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение
Благовещение
Автор: Фра Беато Анжелико
Местонахождение: Мадрид, Национальный музей Прадо, Испания
Произведение: Благовещение
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Раннее Возрождение (Кватроченто)
Дата создания: ок.1426 (по другим источникам 1430—1432)

Описание произведения.

На картине Фра Беато Анджелико (настоящее имя Гвидо ди Пьетро, в монашестве – Джованни) изображен известный евангельский сюжет - принесение архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии благой вести о рождении от нее по плоти Иисуса Христа - Спасителя мира. Композиция картины своеобразна. С помощью архитектурных элементов, которые в характерном для кватроченто стиле, изображают Иерусалимский храм, картина визуально делится на три примерно равные, части. Справа размещена дева Мария с раскрытой книгой. Перед ней, то есть в центре, находится преклоняющий колена златовласый юноша с крылами - архангел Гавриил. Фигуры архангела и Марии разделены колонной, которую завершает скульптурный медальон с изображением Бога-Отца.

Картина насыщена сочным голубым цветом – платье Девы Марии перекликается с небом Райского сада и подобным ему сводом, венчающим портик. В левой части произведения размещена сцена изгнания Адама и Евы из Рая после грехопадения. Райский сад изображен так подробно, что можно рассмотреть растительность. Там есть белые розы, символизирующие чистоту Богоматери, красные розы, напоминающие о страданиях Спасителя и пальма – возвещающая о грядущей славе Иисуса Христа. Адам и Ева попирают ногами яблоки, оказавшиеся по вине врага орудием их совращения. В левом верхнем углу, в ореоле света, видны две длани от которых исходит луч, направленный к Богородице. Он несет голубя – сходящего на Нее Святого Духа. То, что не выполнила Ева, исполнила «новая Ева» – Богородица. И, если в левой части картины ангел изгоняет прародителей из Рая по велению Божию, то в центре Божий вестник почтительно преклоняет колена перед Девой.

Хотя позже Фра Анджелико неоднократно возвращался к написанию Благовещения, но такого подробного изложения сюжета изгнания Адама и Евы из Рая больше не повторялась. Связь двух библейских эпизодов имеет глубокое богословское обоснование и восходит к библейским словам: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…». (Быт.3:15).

История создания.

Этот алтарный образ был написан для церкви в самом начале творческой деятельности мастера, во время его пребывания в монастыре Санто Доминго де Фьезоле. Доминиканский орден отличался особым вниманием к Священному писанию, поэтому часто заказывал картины именно на евангельские сюжеты.

Сцена Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом была исполнена Фра Анджелико для завершения пределлы – невысокой надставки задней части престола в алтаре католического храма того времени. Все произведение обрамлено резной позолоченной рамой, в нижней части расположено пять ярких моментов земной жизни Богородицы: Рождество и Обручение, Встреча Марии с Елизаветой, Поклонение волхвов, Принесение во храм (Сретение Господне) и Успение Пресвятой Девы.

Фра Беато Анджелико - яркий представитель переходного периода от канонических, сформировавшихся в еще единой христианской церкви иконографических форм, к ренессансным произведениям более позднего времени. Его искусство являет собой синтез позднеготических традиций и новых тенденций, отличается непосредственностью и поэтичностью. Оно лишено той подчеркнутой плотскости, часто превалирующей над духовным наполнением, которая отличает картины на религиозные сюжеты многих мастеров так называемого «итальянского Возрождения».

В данной работе молодой художник пользовался той же техникой, в которой пишутся православные иконы – роспись темперой по специально подготовленной доске. Она заложила основы характерной манеры живописца – мягкой и лиричной, славящейся простотой цветовых решений, близкой к наивности, часто с использованием позолоты.

В 1611 году этот образ Благовещения был перевезен из Италии в Испанию, где находится и по наше время.

Отношение автора к вере.

Фра Беато Анджелико был монахом Доминиканского ордена. Составленное позже жизнеописание художника, доносит до нас как писались его картины. В это время он усиливал свою молитву к Богу, часто творил стоя на коленях, глаза были полны слез умиления. Есть сведения, что Фра Анджелико никогда не правил своих работ, будучи уверенным, что именно такие, первосозданные, они особо угодны Богу. Написанные им книжные миниатюры, алтарные образы и фрески всецело соответствуют девизу ордена: «Восхвалять, благословлять, проповедовать».

Примечательно, что Фра Беато Анджелико редко обращался к эсхатологическим сюжетам, его привлекали светлые, возвышенные темы, исполненные господней любви. Вероятно, за эту особенность он и получил от потомков свое знаменитое прозвание «брат Блаженный Ангельский».

Жизнеописание свидетельствует, что Фра Анджелико почитали за неизменно доброе отношение к собратьям по ордену и мирянам, он был очень деятельным и часто посещал собрания клириков. Известно, что мастер не разделял старания на благо монашеской братии и свои художественные труды, прилежно исполняя все даваемые ему послушания. Бывало, что художнику даже приходилось замещать настоятеля монастыря, когда тот уезжал по делам. Вскоре Фра Анджелико стал викарием, а позже синдиком (старостой) монастыря Сан-Марко во Флоренции.

Фра Беато Анджелико расписал и оформил алтари нескольких церквей, которые в 1435 году передал доминиканцам Козимо Медичи. В это время живописные труды мастера стали широко известны и были высоко оценены именитыми современниками, охарактеризовавшими его, как «человека величайшего смирения и веры». Исследователи полагают, что Фра Анджелико получал предложение возглавить архиепископскую кафедру во Флоренции, однако отказался от сана.

Фра Беато Анджелико похоронен в доминиканской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Эпитафия над его мраморным надгробием гласит: «Здесь покоится достопочтенный художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе…».

Биография.

Гвидо ди Пьетро родился предположительно в 1400 году, близ Флоренции. В 18 лет он вступил в доминиканский монастырь во Фьезоле и в постриге принял имя Джованни. Когда в XVI веке родоначальник искусствоведческой науки Джорджо Вазари писал жизнеописание художника, он назвал его Фра Анджелико (брат, монах Ангельский), скоро к этому прозванию прибавилась характеристика Беато, то есть Блаженный. В 1984 году Фра Беато Анжелико был причислен Ватиканом к лику блаженных, и стал считаться небесным покровителем художников-католиков.

Когда будущий Фра Беато Анджелико поступил в монастырь, он вероятно уже знал основы живописи, так как в самых первых его картинах видны следы работ мастеров треченто, хотя неизвестно кто именно учил его рисовать. В монастыре брат Джованни начал с иллюстрирования религиозных текстов, позже, в составе группы художников, делал алтарные росписи во флорентийском монастыре Сан Марко. В 1445 году Фра Анджелико, по приглашению папы Евгения IV, писал фрески церкви Крещения в Ватикане, которая не сохранилась. В 1447 году мастер делал фресковые росписи церкви в Орвието, а в 1447—1450 годах - капеллы Никколина во Дворце пап в Ватикане. Фра Беато Анжелико считается основателем флорентийской школы живописи, из которой вышли знаменитые мастера кватроченто Беноццо Гоццоли и Антониаццо Романо. Фра Анджелико вернулся во Флоренцию в 1449 году и вскоре стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, где начинался его путь как монаха-художника. Однако в 1452 году новым папой, Николаем V, был снова вызван в Рим, где и упокоился в 1455 году.

Монастырь Сан-Марко во Флоренции сейчас является музеем Фра Беато Анджелико. Кельи, галереи и коридоры монастыря покрыты фресками художника, со всей Италии свезено туда большинство его работ.

Автор текста: Царан Серафима Алексеевна.

Оставить комментарий