Благовещение - Россетти Данте Габриэл

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение
Благовещение
Автор: Россетти Данте Габриэл
Местонахождение: галерея Тейт, Лондон, Англия
Произведение: Благовещение
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Прерафаэлитизм
Дата создания: 1850 г.

Описание произведения.

Картина “Благовещение” написана в технике масляной живописи на специально загрунтованном цинковыми белилами холсте, что, по замыслу автора, должно было предать произведению особую небесную чистоту и прозрачность. Одежды Девы Марии и Архангела Гавриила как будто светятся изнутри, убранство скромной горницы светло и воздушно. Дева Мария, прообразом которой стала сестра художника, изображена только что пробудившейся от сна, отсутствующий взгляд и слабая реакция на происходящее говорят о пребывании Марии в состоянии нереальности, как будто предстоящий Гавриил в неземных одеждах с белоснежным цветком лилии в руке, говорящий Ей слова Божественного откровения, является продолжением Ее сна. Колорит картины бело-голубой, очень нежный и возвышенный, сама же евангельская сцена изображена художником в житийно-бытовом стиле, что было не свойственно для религиозной живописи того времени - разобранная постель, сама Мария в ночной рубашке с неубранными волосами - обычно Богородицу в момент явления Ангела изображали за рукоделием или читающей книгу. На картине присутствует религиозная символика -красная прялка с изображением процветшей терновой ветки, символизирующая предстоящие страдания и смерть еще не родившегося Христа, белые лилии в руке Ангела - символ чистоты и непорочности Девы Марии, летящий белый голубь - символ св. Духа и непорочного зачатия. Архангел Гавриил парит в воздухе и практически не касается пола горницы, он будто застыл с благовествующим жестом рядом с Марией, смотрящей в пространство перед собой, время для них остановилось. Гавриил благовествует, а Мария смиренно говорит: “Се, раба Господня, да будет по слову твоему”. Происходит чудо - Небо опускается на землю в горницу к пречистой Деве, чтобы Нетварное воплотилось в тварном.

История создания.

Свое «Благовещение» Данте Габриэль Россетти окончил в 1850 году и в том же году представил на выставке в Королевской Академии художеств. Первоначально художник задумал диптих, но вторая часть так никогда и не увидела свет.

Архангела Гавриила Россетти писал со своего брата Уильяма Майкла, тогда как для образа Марии ему позировала сестра Кристина, известная поэтесса. Правда, он изменил цвет ее волос на огненно-рыжий, необходимый для более выразительного цветового решения. В этом полотне художник намеренно использовал ограниченную цветовую гамму, сделав доминирующим белый цвет, символизирующий непорочность Девы Марии.

Картина была встречена враждебно. Критика дружно отмечала отрыв от классической традиции. Особое возмущение вызвал облик Марии, в традиционном искусстве молящейся в момент Благовещения. Также вызвал раздражение и образ архангела Гавриила. В первую очередь зрителей возмутило отсутствие крыльев и его очевидная нагота, едва скрытая одеждой. Данте Габриэль, будучи человеком широко эрудированным, построил драматизм сюжета на двойственной символике лилии, так как она является для итальянского искусства и символом Богоматери, и цветком траура, знаменующим смерть Спасителя. Таким образом, на картине представлена и весть о спасении, и весть о смерти.

Отношение автора к вере.

Данте Россетти родился в интеллигентной семье, в которой детям с детства прививались высокие духовные и моральные ценности. Известно, что особой религиозностью отличались мать и сестра художника, которые серьезно интересовались католичеством. В семье царил культ Данте, именно в его честь и было дано имя сыну. Из этого можно констатировать,что тяга ко всему мистическому зародилась в художнике еще в детстве.

Впоследствии, именно мистический подход к религиозной теме будет преобладать в творчестве художника. Сложно сказать, насколько глубока была вера Россетти и понимание им Писания. Пожалуй, самый точный комментарий на этот счет дал французский художественный критик Робер Сизеранн: «Трио представляло единое целое. Хант обладал верой, Россетти- умением говорить, Миллес- талантом. Россетти был в большей мере поэтом, Миллес- художником, Хант- христианином. Россетти хотел проповедовать, Хант - верить и заниматься серьезным трудом. Практичный и амбициозный Миллес хотел подняться над толпой и ничего не думал ни о проповедях, ни о вере».

Биография.

Данте Габриэл Россетти родился 12 мая 1828 г. в Лондоне в семье профессора Габриэля Россетти, политэмигранта из Италии. В семье культивировалось искусство итальянского Возрождения, поэтому Габриэл с детства проявлял интерес к сочинению стихов и занятиям живописью, закончив колледж, он поступает в Королевскую Академию художеств, где знакомится с У. Хантом, Д. Милле и Ф. Брауном; группа художников-единомышленников создает тайное общество Прерафаэлитов, манифест которого призывал бороться с заполонившим викторианскую Англию слащавым академизмом, основанным на технике и эстетике живописи высокого Возрождения (Рафаэля). Художники призывали отказаться от изжившей себя к середине 19 в. манере классической живописи с ее сугубо натуралистическим видением и достаточно мрачным колоритом, что получалось из-за грунтовки холста черным цветом, и вернуться к духовной эстетике мастеров Кватроченто - Боттичелли, Мазаччо, Беллини -с плавными, выразительными линиями и яркими, локальными цветами, что достигалось за счет грунтовки холста белилами. Так же претерпели эволюцию и сюжеты картин, от спокойных и респектабельных портретов и бытийных сцен к религиозно-бытовым и эпосно-лирическим изображениям.

В протестантской Англии не было такого понятия как религиозная живопись и прерафаэлитские картины религиозного содержания представляли собой бытийные сцены с “вписанными” в них святыми, художники популяризировали новое направление за счет максимального приближения главных героев к реальной жизни, что часто не одобрялось современниками, так Ч. Диккенс критиковал полотно Д. Милле “В мастерской плотника”, за то что мальчик Иисус, по его мнению, напоминал уличного хулигана. Помимо внешнего, бытийного картины прерафаэлитов несли и сакральный смысл и содержали различную христианскую знаковую и цветовую символику.

В начале 50-х годов общество ранних прерафаэлитов прекращает свое существование, но уже в конце 50-х вокруг Россетти формируется общество поздних прерафаэлитов, в которое помимо самого Россетти вошли художники Э. Берн -Джонс, У. Моррис; образцом для их творчества становится живопись венецианцев и Тициана. Это период воспевания и культа женской красоты, самые известные женские портреты художника были написаны в это время, музой, женой и моделью Россетти была художница Элизабет Сиддал, которая трагически умирает в молодом возрасте. Художник так и не оправился от потери любимой женщины, он до конца жизни продолжал писать ее портреты в различных ренессансных образах. Умер Россети 9 апреля 1882 г. в возрасте 53 лет.

Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Оставить комментарий