Благовещение Честелло - Боттичелли Сандро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благовещение Честелло
Благовещение Честелло
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Произведение: Благовещение Честелло
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Раннее Возрождение
Дата создания: 1489-1490 гг.

Описание произведения.

«Благовещение» Боттичелли – это живописная исповедь великого итальянского художника, который неоднократно обращался в своем творчестве к библейским сюжетам. События Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. На полотне изображен момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает Марии благую весть: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». (Лк.1:28-31). На полотне Боттичелли эта сцена полна экспрессии. Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи рассекаемого при полете воздуха, вздымаются его прозрачное едва видимое покрывало. В руках ангела крупная ветка белоснежных лилий – символа невинности и чистоты. Его правая рука с тонкими пальцами протянута к Марии, а она в величайшем смирении наклоняется к нему в ответ. В центре композиции – две кисти, протянутые друг другу, как олицетворение передачи и принятия, идею которого мастерски выразил Боттичелли. Живое движение и напряженность двух фигур резко контрастирует со строгой линейной перспективой комнаты; особенно сильно она проявляется в том, как красные плиты пола увлекают взгляд зрителя к пейзажу за окном. На нем в центре изображено высокое дерево и река, на берегах которой возвышаются необычные архитектурные сооружения: на левом берегу многочисленными башенками устремился в небо старинный замок, окруженный причудливыми горными зубцами. Уста ангела приоткрыты, словно он произносит слова, которые были запечатлены на латыни на раме картины: «…Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя…» (Лк.1:35).

Работа выполнена очень чистыми и точными линиями, характерными для работ мастера. Боттичелли умел передать в линии и чисто каллиграфическую красоту, и напряженную душевную экспрессию, и отточенную музыкальность ритма. Немаловажную роль играет используемый живописцем материал. В отличие от масляных красок темпера дает более гладкую поверхность, позволяющую придать полотну удивительную четкость и графичность.

История создания.

К теме Благовещения Боттичелли неоднократно обращался в своем творчестве. Самое большое «Благовещение» было создано живописцем в 1481 году. Огромная фреска, достигающая в длину 55 метров, была написана художником на стене госпиталя Сан Мартино по случаю окончившейся в городе чумы. На фреске была представлена идиллическая сцена встречи Марии с Гавриилом. Более поздняя картина на данный сюжет демонстрирует нарастание экспрессивности в стиле мастера. Картина 1490 г. была написана по заказу Франческо Гуарди для церкви женского монастыря Кестелло (сегодня Санта Мария Маддалена) во Флоренции.

В Благовещении Кестелло появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений художника 1490-х и начала 1500-х годов. В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр композиции – весь мир строится вокруг него и для него. Однако в картинах Боттичелли человек утрачивает эту активную роль, он становится элементом, который подвержен действующим силам извне, отдаваясь порыву чувства и ритма. Это ощущение внеличных сил прозвучало в картинах Боттичелли как предчувствие новой эпохи, когда на смену антропоцентризму Ренессанса, приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле. Принятие воли этих божественных сил, как нельзя лучше передаются в сюжете Благовещения.

Отношение автора к вере.

Сандро Боттичелли был глубоко религиозным человеком. В детстве он с трепетом воспринял рассказы отца о жизни Девы Марии. Уже юным мальчиком Сандро тянулся к светлой радости, которая струилась из изображений Богоматери на многочисленных фресках и иконах флорентийских церквей. И он пообещал своим родным, что когда-нибудь сам воспоет в красках образ Пресвятой Девы. С юношеских лет Боттичелли имел высокое стремление к красоте и чувство глубокого сострадания. Стремление к красоте определило возвышенный характер его творчества; сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Боттичелли нередко переживал творческие муки, сомневаясь в том, является ли живопись достаточно высоким делом перед Богом, потому всегда стремился быть певцом нравственной красоты. Его творчество прошло путь от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка.

Биография.

Сандро Боттичелли родился в 1445 г. в семье кожевника. Очень мало известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку, и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. По-видимому, он был учеником известного живописца Филиппо Липпи, в мастерской которого он мог работать между 1465—1467 годами. Не исключено, что Боттичелли некоторое время (1468-1469 гг.) работал у другого известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккьо. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял полученные заказы.

В ранних произведениях Боттичелли преобладают образы, проникнутые мягким лиризмом, прозрачные и почти безмятежные. Картина «Аллегория Силы», написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470–1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи. В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки – его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475 гг.), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли. Сам художник никогда не был женат, он был равнодушен к мирским благам, но был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкую реалистическую основу, приобретают утонченную одухотворенность и поэтичность. «Весна» (1482 г.) — одно из первых в европейской живописи произведений чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическая культура Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такое непосредственное, хотя и очень своеобразное отражение. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. В 1481 году Боттичелли работает над фресками Сикстинской капеллы. Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485 г.). Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.

Поздний этап творчества ознаменовался погружением в глубоко религиозные сюжеты: «Поклонение волхвов» (1478–1482 гг.), «Мадонна с Младенцем на троне» (1484 г.), «Благовещение» (1485 г.) — являются высшими творческими достижениями живописца. В 1490 году Боттичелли увлекается проповедями доминиканского монаха Джироламо Савонарола, призывавшего к покаянию и отказу от грешной жизни. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным. В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение.

Боттичелли абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Конец своих дней он провел в бедности, и лишь благодаря заботе своих состоятельных заказчиков не был предан забвению. Живописец скончался 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Автор текста: Евгения Миненко.



Оставить комментарий