Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Композиция «Благовещение» была создана великим испанским скульптором и архитектором Антонио Гауди для украшения портала Милосердия знаменитого храма Саграда Фамилия в Барселоне.
Композиция «Благовещение», изображающая библейскую сцену принесения Деве Марии Архангелом Гавриилом вести о Божественном избранничестве, находится прямо над Рождественской звездой портала. Богородицапредставлена стоящей на коленях перед Архангелом, голова Её, покрытая накидкой, низко склонена, руки сложены в молитвенном жесте. Стоящий рядом Гавриил, в образе прекрасного юноши, простёр свою правую руку над Марией в благословляющем жесте: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:28–33).
Все фигуры новозаветной сцены гармонично объединены в композицию, насыщенную динамически и эмоционально. В светлых, воодушевлённых образах своих героев Гауди, со свойственной ему правдивостью и точностью, передал и земное, и божественное, и Высший промысел Господа, и его воплощение в этом мире.
История создания
Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства, неповторимый проект великого Антонио Гауди – церковь, знаменитая не только в Барселоне и Испании, но и во всём мире. Форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется наличием внутренних винтовых лестниц. Каждая колокольня посвящена своему апостолу, их статуи находятся в точках изменения формы сечения башен. На всех колокольнях присутствуют слова «Слава Всевышнему», а их шпили украшены стилизованными изображениями кольца, митры, жезла и креста, которые являются символами епископского сана. Опорные колонны храма, по мере приближения к его сводам, разветвляются, создавая эффект лесной чащи.
Фасад Рождества, большую часть которого создал ещё Гауди, имеет три портала, названных в честь христианских добродетелей – Веры, Надежды и Милосердия, и украшенных скульптурами, представляющими земную жизнь Христа. Над порталом Надежды (слева) представлены сцены «Обручения Марии и Иосифа», «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев», а его свод изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас». Портал Веры (справа) содержит скульптурные композиции: «Встреча Елизаветы с Богоматерью», «Иисус и фарисеи», «Введение во храм» и «Иисус, работающий плотником».
Над центральным входом, порталом Милосердия, под рождественской звездой помещены скульптурные группы «Рождество Христово», «Поклонение Волхвов» и «Поклонение пастухов», над ними – фигуры ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены «Благовещения», «Венчания Святой Девы» и другие. Навершием портала служит кипарисовое дерево в окружении птиц, символизирующее Церковь и её паству.
Скульптуры для фасадов храма, в целях максимальной достоверности передачи образов, создавались Гауди на основе гипсовых слепков. Для получения слепков животных в основном использовались мёртвая натура. Интересно, что для сцены «Бегство в Египет» был взят живой ослик, которого пришлось обрить и подвесить в воздухе. Животное находилось в состоянии шока и в течение всего процесса гипсования оставалось неподвижным, так что работа была выполнена быстро и без проблем.
Подбирая модель для библейского персонажа, Антонио Гауди стремился к тому, чтобы характер натурщика соответствовали качествам и характеристикам персонажа – это помогало достичь желаемой правдивости образа. Тонкой кисточкой гипс накладывался на лицо, в последнюю очередь – на нос и губы. Спустя одну минуту слепок приподнимался за края и осторожно отделялся от лица модели.
Работа над любой скульптурой для Гауди начиналась с проволочного скелета, которому он стремился придать «живую» форму. – «А всё остальное, кроме скелета – всего лишь детали, которые с расстоянием исчезают».
Отношение автора к вере
О личной жизни Антонио Гауди известны только некоторые факты – он рано осиротел, потеряв в детстве почти всю семью, воспитывал племянницу, дочь умершей сестры. Мастер так никогда и не женился – любимая женщина не ответила ему взаимностью, после чего он полностью ушёл в работу и стал ревностным католиком.
Вопреки расхожему мнению о его нелюдимости, близкие свидетельствовали, что Антонио был верным другом, вежливым и приятным в общении человеком. В молодости Гауди был щёголем, модно одевался, имел безупречный внешний вид. Он был гурманом, посещал театр и оперу, имел собственный экипаж. Однако в зрелом возрасте скульптор перестал так тщательно относиться к своей внешности, одевался скорее неопрятно и питался очень скромно. На улице его частенько принимали за нищего.
Об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. Гауди выполнил множество значимых скульптурных композиций, в том числе, и на библейскую тематику. Вершиной проявления его религиозного чувства, безусловно, является оформление Искупительного храма Святого Семейства в Барселоне. Скульптуры мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, очевидно, выражают его истинные религиозные чувства. В своих работах Гауди с помощью пластических выразительных средств сумел передать любовь Господа к падшему человечеству.
Очередной поход в церковь, прихожанином которой он был, закончился для Антонио Гауди трагически – весьма пожилого, рассеянного скульптора сбил трамвай, а извозчики отказывались везти до больницы нищего, неопрятного старика. Великий сын Испании закончил свои дни в лечебнице для бездомных… В страданиях и смирении.
Биография
Антонио Гауди и Корнет родился 25 июня 1852 года в окрестностях небольшого городка Реус в Каталонии. Он был пятым младшим ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди и Серра. В семидесятых годах XIX века Антонио переехал в Барселону, где пять лет посещал подготовительные курсы Провинциальной школы архитектуры, затем учился там, подрабатывая при этом чертёжником у архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра.
В 1878 году он оканчивает Архитектурную школу и начинает выполнять мелкие скульптурные и проектные работы, участвуя во всевозможных конкурсах. В том же году на Всемирной выставке в Париже Гауди представил свою работу – галантерейную витрину из кованого железа, дерева и стекла, изготовленную по заказу производителя перчаток Эстеве Комелья. Эта работа молодого мастера впечатлила знаменитого каталонского промышленника Эусеби Гуэля, который впоследствии стал его другом и основным заказчиком.
В своём творчестве Антонио Гауди какое-то время подражает мастерам неоготического стиля, представителем которого, в том числе, был и знаменитый французский архитектор Виолле ле Дюк. Девиз «Декоративность – начало архитектуры» абсолютно соответствовал мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становился всё более уникальным. В свой ранний период зодчества он строит богато декорированные Дом Висенс и Дом Кальвет в Барселоне и причудливый Эль-Каприччо в Комильясе, несколько позже – неоготические Епископский дворец в Асторга и Дом Ботинес в Леоне.
Решающей в судьбе Антонио стала встреча с Эусеби Гуэлем – текстильным магнатом и богатейшим человеком Каталонии. Гауди получил то, о чём мечтает каждый художник – свободу самовыражения и достаточные средства на её осуществление. Он выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны, винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо), фантастического Парка Гуэля и дворца Гуэля в Барселоне. Гауди выходит за пределы эклектизма XIX столетия, навсегда перемещаясь в собственный мир сферических поверхностей. Он перестаёт быть безымянным строителем и становится самым модным архитектором в Барселоне, строя дома один необычнее другого – например, Дом Бальо (1906) и Дом Мила (1910).
Самой знаменитой, поглотившей его работой, несомненно, становится Искупительный храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família), строящийся исключительно на частные пожертвования с 1882 года, и до сих пор не законченный.
7 июня 1926 года, будучи уже в весьма преклонных годах, Антонио Гауди вышел из дома, отправившись на службу в церковь Сант Фелип Нери. На одной из улиц рассеянный пешеход был сбит трамваем и потерял сознание. Таксисты отказывались везти в больницу жалкого старика без денег и документов… Спустя продолжительное время, ему всё-таки оказали первую медицинскую помощь – в лечебнице для бедных. На следующий день его нашёл там служитель храма Саграда Фамилия, но было уже поздно – состояние 73-летнего Антонио Гауди ухудшилось настолько, что даже лучшее лечение не могло ему помочь. Великий скульптор скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в крипте своего детища, так и недостроенного им храма Святого Семейства.
Автор текста: Марина Румянцева.