Благовещение - Андреа делла Роббиа
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Полихромный рельеф из глазурованной терракоты «Благовещение» был создан выдающимся итальянским мастером кватроченто, Андреа делла Роббиа, для часовни церкви Святой Марии на Небесах в Святилище Ла Верна, близ Ареццо.
Библейский эпизод Благовещения повествует о принесения Архангелом Гавриилом Деве Марии вести о Её Божественном избранничестве. В центре полихромного рельефа изображена ваза с чудесными белыми лилиями. Справа от неё находится коленопреклонённая фигура Архангела Гавриила с молитвенно сложенными перед грудью руками и могучими крыльями за спиной. Ангел представлен в образе прекрасного юноши с кудрявыми локонами, в гиматии из тонкой ткани с обилием разнонаправленных складок. Он явился Марии, чтобы передать волю Господа. Над нимбом Архангела изображён и сам Бог в окружении путти, посылающий Пречистой Деве голубя – Святого Духа. Создатель представлен в поясном изображении, Его глаза прикрыты, лик умиротворён.
В левой части рельефа изображена Пресвятая Дева Мария. В длинной, закрывающей фигуру накидке-мафории, Она восседает на небольшом пьедестале. Над Её головой – нимб, на коленях лежит раскрытая книга. Лик юной Марии светел, наклон головы символизирует согласие с будущей Великой миссией – дать миру Спасителя, Сына Божьего. Композиция выполнена художником с подчёркнутым изяществом, духовная красота здесь гармонично сочетается с телесной.
Все фигуры библейского сюжета проработаны мастером с мельчайшими деталями и подробностями, на кобальтовом фоне они выглядят ослепительно белыми, сияющими, что подчёркивает красоту и одухотворённость сцены. Используя световые и пластические эффекты, Андреа делла Роббиа наполняет скульптурную композицию светлыми эмоциями добра и Божественной любви.
История создания
Андреа делла Роббиа продолжает развивать технику майоликовой скульптуры, изобретённую его дядей, Лукой делла Роббиа. Пластичной, «быстрой» и предоставляющей широкий спектр выразительных скульптурных приёмов глине придаётся прочное покрытие на основе олова. Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество тосканских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей целостности и яркости веками.
Скульптор создал несколько терракотовых рельефов на тему Благовещения, наиболее известны два из них – люнет, предназначенный для украшения Сиротского приюта («Дома Невинных») во Флоренции и ретабль, находящийся в часовне церкви Санта Мария дельи Анджели (Святой Марии на Небесах) в Ла Верна, близ Ареццо. Передняя часть часовни с колоннадой посвящена Благовещению, там и находится одноимённая работа мастера, датированная 1475 годом.
Отношение автора к вере
О личной жизни Андреа делла Роббиа известно не очень много – у него была большая семья, из семи сыновей пятеро унаследовали дело отца, став известными скульпторами. Об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей долгой и плодотворной жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Андреа продолжил работу над усовершенствованием техники глазирования терракоты, которую изобрёл его дядя, Лука делла Роббиа, что позволило придать его скульптурным работам на библейские темы большую выразительность и сохранить их на долгие годы.
За время своего творчества мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Мадонны и святых. В своих статуях и рельефных композициях делла Роббиа наделяет библейских персонажей человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Одна из самых знаменитых работ Андреа делла Роббиа – серия медальонов, изображающих спеленатого Младенца Иисуса, на фасаде Воспитательного дома (Приюта для подкидышей) во Флоренции. Мастер также создал большое количество прекрасных полихромных рельефов Мадонны с Младенцем, обрамленных гирляндами из фруктов и цветов. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные чувства художника.
Биография
Андреа делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, продолжатель художественной династии делла Роббиа, крупнейший мастер техники полихромной глазурованной терракоты.
Андреа родился во Флоренции 24 октября 1435 года, в семье Марко делла Роббиа, брата знаменитого итальянского скульптора Луки делла Роббиа, который впоследствии стал его приёмным отцом. В молодости Андреа работал с мрамором, потом занялся совершенствованием техники майолики. Его ранние работы очень похожи на произведения великого Луки. После смерти своего дяди и учителя, в 1482 году Андреа возглавил семейную скульптурную мастерскую. При нём мануфактура делла Роббиа организовала выпуск копий наиболее популярных скульптур, которые рассылались по всей Европе. Было налажено и серийное производство архитектурных деталей – фризов, основ, составляющих частей фонтанов и многих других.
Работы мастера есть во многих городах Тосканы. Например, в Ареццо и его окрестностях известны сразу несколько работ Андреа и его сыновей. В Кафедральном соборе – ретабль (запрестольный образ) с Богом, держащим распятого Христа в окружении ангелов, и коленопреклоненные фигуры святых. В капелле Кампо Санто – барельеф «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми». В городской церкви Санта Мария ин Градо находится панно с ангелами, держащими корону над Богородицей, в складках мантии которой укрываются несколько фигурок прихожан-жертвователей. Знаменитые произведения Андреа делла Роббиа находятся и в Святилище Ла Верна, неподалёку от Ареццо – это, в том числе, большие рельефы «Благовещение», «Рождество», «Вознесение Христово» и «Успение Богородицы» (вторая половина XV века).
В 1489 году Андреа создал барельеф Богородицы и двух ангелов над входом в архив Опера дель Дуомо во Флоренции и смоделировал тимпан над дверью кафедрального собора Прато. Последние работы мастера – медальон «Богородица в славе и в окружении ангелов» (1505) для собора Пистойи и рельеф «Поклонение Волхвов» для небольшой церкви Святой Марии в Пьян ди Муньоне, недалеко от Флоренции.
После смерти мастера 4 августа 1525 года, семейную мастерскую возглавил его сын, Джованни делла Роббиа (1469–1529). Из семерых сыновей Андреа, пятеро стали известными скульпторами.
Автор текста: Марина Румянцева.