«Благовещение» - Ян ван Эйк

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Благовещение»
«Благовещение»
Автор: Ян ван Эйк
Местонахождение: Национальная галерея, Вашингтон, США
Произведение: «Благовещение»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное возрождение
Дата создания: 1436 г.

Описание произведения


Благовещение является ключевым моментом в истории христианства. За событием Благовещения последовала смена заветов между Богом и человеком. «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», — поётся в праздничном тропаре. К этому библейскому сюжету обращались художники всех времён, и эпоха Ренессанса не была исключением.
Картина ван Эйка сохраняет все канонические атрибуты этого сюжета, она полна глубокой символики и множества важных для понимания деталей. Дева Мария и архангел Гавриил изображены не как реальные личности. Сопоставив размеры фигур и архитектуру фона, можно заметить, что фигуры Девы Марии и Гавриила значительно превышают размеры и пропорции человека — головы их почти достают до капителей. Колонны за спиной действующих лиц, заметно закругляются и можно предположить, что действие картины ван Эйк перенёс в алтарь. Отсутствующие части триптиха не дают в полной мере оценить замысел мастера.
Поражает детальная прорисовка всех элементов. Гармонический ритм колонн и арок, блеск витражей, убранство героев, разнообразие и насыщенность красок — в совокупности создают возвышенную композицию, полную цвета и музыкальности. Зритель словно присутствует на богослужении, которое сопровождают звуки органа. Радужные переливы крыльев архангела Гавриила отображают сияние славы Божией и красоту Царства Небесного.

Лилия у ног Девы — символ Её чистоты. Книга — символизирует не просто благочестивое чтение Священного писания — это, скорее, пророчества о Господе, как о Спасителе человечества и о Крестной жертве Христа. Воздетые руки Девы означают крайнюю степень изумления — Она смущена услышанным. Но выражение её лица, углублённое молитвенное состояние Марии — говорят об обращённости её к Богу. Кажется, что Богородица совершает одномоментно сразу три действия: испытывает испуг от услышанного, затем обращается к Богу и, наконец, соглашается и принимает Божью волю: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

История создания


Картину «Благовещение» Ян ван Эйк написал в период расцвета своего творчества. Живописец готовил подарок герцогу Бургундии Карлу Смелому, одному из самых героических представителей династии Валуа. Подарок представлял собой большой триптих на религиозный сюжет, от которого, до сегодняшнего дня, сохранилась только левая створка.
Свой подарок ван Эйк отправил в Дижон, столицу Бургундии, в монастырь Шанмоль, где служили церковные мессы.
Шедевр ван Эйка некогда хранился в Эрмитаже, но в 1930 году правительство советского государства, стараясь решить финансовые проблемы за счёт национального достояния, продала его в числе других произведений искусства. Для России картина была утрачена навсегда, теперь она принадлежит Вашингтонской национальной галерее.

Отношение автора к вере


Ян ван Эйк, выдающийся нидерландский живописец, щедро одарённый Богом художественным даром и трудолюбием, является одним из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «art nova» — новое искусство, очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV века. Не возрождение античности, как в Италии, но самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Человек видится как свидетельство могущества Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — всё заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение Божьего благословения, которым Господь одарил человека и окружающий его мир, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило, во многом, исходным пунктом развития европейской живописи.
Ян ван Эйк первый, начавший создавать портреты, в которых отражался индивидуальный облик человека, как любимого создания Божьего, носителя образа и подобия Творца, во всем разнообразии примет и свойств. Созданные живописцем портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности. В эпитафии великого нидерландского живописца написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и всё живое прославлял своим искусством…».

Биография


Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, по мнению биографов её следует относить к первой половине 1390-х годов. Родиной художника традиционно считают город Маасейк в нидерландской провинции Лимбург. Знаменитый художник воспитывался вместе с братьями Губертом и Ламбером и с сестрой Маргаритой. Принято считать, что Ян учился живописи у своего старшего брата Губерта и работал вместе с ним до его смерти, последовавшей в 1426 году.
Имя ван Эйка, как известного живописца, впервые встречается в документах 1422 - 1426 годов. В это время он, в ранге камер-юнкера, состоял на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зеландии и Геннегау. Двор курфюрста располагался в Гааге. После смерти Иоанна Баварского, мастер, окруженный заслуженной славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 года в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В 1435 году герцог распорядился повысить жалование художнику со 100 до 360 ливров в год.
Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». В 1427 году он отбыл в Испанию и затем в Португалию, вместе с послами Филиппа, целью которых было заключение брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой. Художник написал два портрета невесты, отправленные Филиппу вместе с проектом брачного договора. В начале 1430 года ван Эйк вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.

Ван Эйка принято называть изобретателем масляных красок. На самом же деле, художник лишь усовершенствовал их. Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII веке, но популярностью не пользовались: они долго сохли, со временем блёкли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Но только ван Эйку, около 1410 года, удалось подобрать формулу, которая делала краски быстросохнущими и позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Новыми красками можно было бесконечно варьировать цвета, добиваясь невиданных ранее оттенков. Самым ценным в изобретении стала тонкая масляная плёнка, наподобие линзы отражающая свет, и, одновременно, вбирающая его в себя, производя эффект внутреннего сияния.

Возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV века. Работа над ним была начата около 1422 года Губертом, а после его смерти в 1426 году, продолжена младшим братом. Художник работал над ним по заказу богатого гентского бюргера Йоса Вейдта для его семейной капеллы до 1432 года. Этот грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур находится в Соборе Святого Бавона в Генте.

Пик творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на тридцатые годы XV века. С 1432 года произведения мастера следуют одно за другим: «Тимофей» (1432), «Человек в тюрбане» (1433), небольшое панно «Мадонна с младенцем» (1433), «Мадонна канцлера Ролена» (ок.1436), Портрет четы Арнольфини (1434).

В 1431 году художник купил в Брюгге дом и женился. В 1434 году герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.
Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с её разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности. Портрет четы Арнольфини (1434), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом — ещё один бесспорный шедевр Ван Эйка. Ван Эйк имел несколько учеников, в их числе — знаменитый впоследствии живописец Петрус Кристус.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 года и был похоронен «в ограде» церкви Святого Донациана.

Составитель текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий