Апостол Варфоломей - Субиракс Жозеп Мария

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Апостол Варфоломей
Апостол Варфоломей
Автор: Субиракс Жозеп Мария
Местонахождение: Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия), Барселона, Испания
Произведение: Статуя апостола Варфоломея
Жанр: Скульптура
Год создания: 1987 – 2009 гг.
Эпоха: Современное искусство, Кубизм

Описание произведения

Статуя апостола Варфоломея была создана испанским скульптором и архитектором Жозепом Мария Субираксом для украшения ближней правой башни фасада Страстей Христовых знаменитого храма Саграда Фамилия в Барселоне.

Апостол Варфоломей (Нафанаил) – один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Христа. «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин.1:47). После Вознесения Христа, Варфоломей вместе с апостолом Филиппом проповедовали и совершали чудеса в Сирии и Малой Азии. В Иераполисе язычники схватили их и распяли, однако случившееся в тот момент землетрясение и горячие молитвы Святого Филиппа позволили Варфоломею спастись. Далее Апостол, неся Слово Божие, направился в Индию, а затем в Армению, где и был схвачен язычниками в городе Албане (сейчас Баку). Апостола распяли вниз головой, но он продолжал проповедовать. Тогда с него сняли кожу и отсекли голову.

Апостол Варфоломей изображён сидящим, его взгляд направлен в сторону статуи Христа Воскресшего, которая расположена высоко над землёй, на мостике между двумя центральными башнями. В правой руке Святого Варфоломея зажат клинок, символизирующий его мучительную казнь. Босые ноги апостола опираются на полусферу. Буквы, вырезанные на башне по обе стороны фигуры святого, гласят – «Варфоломей (двойной шрифт), Апостол». До конца своей жизни, как и другие ученики Христа, он остался верен Учителю.

Резкой, изломанной кубической пластикой Жозеп Мария Субиракс противопоставляет Страсти Христовы с их болью и страданиями, светлому и возвышенному Рождеству Гауди на Восточном (барочном) фасаде храма. Все его необычные «жёсткие» новозаветные фигуры, гармонично объединены в композицию, насыщенную динамически и эмоционально.

История создания

Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства, неповторимый проект великого Антонио Гауди – церковь, знаменитая не только в Барселоне и Испании, но и во всём мире. Форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется наличием внутренних винтовых лестниц. Каждая колокольня посвящена своему апостолу, их статуи находятся в точках изменения формы сечения башен. На всех колокольнях присутствуют слова «Слава Всевышнему», а их шпили украшены стилизованными изображениями кольца, митры, жезла и креста, которые являются символами епископского сана. Опорные колонны храма, по мере приближения к его сводам, разветвляются, создавая эффект лесной чащи.

Расположенный с западной стороны храма Фасад Страстей Христовых был спроектирован Антонио Гауди в 1911 году, но его сооружение началось лишь в 1952-м, много лет спустя после смерти зодчего. Оформление Западного фасада в 1986 году поручили выдающемуся каталонскому архитектору и скульптору Жозепу Мария Субираксу.

Прежде чем приступить к работе, Субиракс целый год изучал архитектурное наследие Гауди, что затруднялось потерей его значительной части в годы испанской Гражданской войны. Тогда, при пожаре на строительной площадке, были утрачены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской архитектора. Субиракс не стал копировать стиль, в котором Гауди выполнил свой Фасад Рождества, а применил свой излюбленный художественный приём – кубизм. На Западном фасаде, как будто на сцене, скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

Отношение автора к вере

В отличие от своего предшественника, глубоко верующего католика Антонио Гауди, Жозеп Мария Субиракс был атеистом, причём убеждённым. Однако это не мешало ему создавать гениальные произведения на религиозную тематику.

Его Фасад Страстей Христовых, в котором с помощью необычного пластического решения отражена вся мощь искупительной жертвы Христа, Его непримиримая борьба с силами зла, Его страдания и боль, навеки запечатлел признание мастера в любви к Спасителю. Эта любовь, явленная в камне, на деле опровергает декларируемое неверие.

Фасад Страстей Саграда Фамилия – не единственный пример обращения мастера к библейским темам. Резцу Субиракса принадлежит также и статуя Святого Георгия в монастыре Монсеррат – месте, священном для каждого каталонца.

Биография

Жозеп (Хосе, Йозеф) Мария Субиракс – знаменитый каталонский скульптор, художник, сценограф и искусствовед, родился 11 марта 1927 года в Барселоне, в рабочей семье. Искусству живописи, графики и скульптуры обучался самостоятельно, занимаясь в 1940-е годы в Художественной школе Барселоны по вечерам. Первая его персональная выставка рисунков и скульптур состоялась в 1948 году, в барселонском Доме книги. В 1951 мастер получил стипендию Французского института художеств и некоторое время работал в Париже, где познакомился с представителями авангардистского течения. С 1954 по 1956 годы Субиракс жил и работал в Бельгии. С 1961 начал преподавать в Художественной школе Барселоны.

Назначение Руководящим Советом Саграда Фамилия Жозепа Марии Субиракса в 1986 году на должность скульптора Западного фасада, с самого начала подвергалось резким нападкам и сопровождалось полемикой в искусствоведческой среде. Однако соотечественники были вынуждены признать, что «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами» (Сириси Пелисер, «Современное искусство Каталонии»).

Умер Жозеп Мария Субиракс, завершивший свой Фасад Страстей и удостоенный за весомый вклад в искусство ряда престижных наград, 7 апреля 2014 года в Барселоне. В его честь назван один из астероидов, до сих пор путешествующий по звёздному небу Вселенной.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий