Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Пётр - от греческого камень, скала, утёс - один из двенадцати апостолов; сын Ионин и брат Андрея, уроженец города Вифсаиды; первоначально носил имя Симон (Ин.1:40). Он не выделялся среди прочих учеников Христа ни происхождением, ни образованием, ни выдающимися талантами. Был рыбаком, вместе с отцом и братом ловил рыбу на Галилейском озере, где их увидел Иисус Христос и призвал на служение: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, т говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за ним». (Мф.4:18-20).
Дело было не в личных качествах Симона, а в его глубокой вере, готовности безоговорочно принять Учителя и последовать за Ним. Иисус, увидев в глубинах сердца Симона духовную крепость, дал ему новое имя - Кифа (или "кефа", что в переводе с арамейского означает камень, скала). По-гречески же камень - "петрос", а в русской транскрипции - Петр.
«Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют е; и дам тебе ключи Царства Небесного…» (Мф.16:17–19).
После смерти и Вознесения Иисуса Христа, Петр занялся миссионерской деятельностью, он первым начал проповедовать Евангелие (Деян. 2:14), исцелял больных, обращал в христианство язычников и иудеев.
Петр умер в 64 либо в 67-68 году н.э. Библия не содержит подробностей его смерти. Однако общепринятой версией считается факт, что он был распят вверх ногами римлянами в цирке императора Нерона близ Ватиканского холма. Существует предание, что это было наказание за обращение Петром в христианство жены императора и нескольких его наложниц. Римские христиане предупредили апостола о гневе Нерона и просили спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил Петра в этом намерении. Перед казнью апостол попросил перевернуть крест, так как считал себя недостойным умереть подобно Христу. Тело Петра похоронили на краю языческого кладбища. Около 160 года н.э. христианская община воздвигла на этом месте могилу- тропеум. Затем в IV веке над могилой была построена базилика Святого Петра.
На картине Гвидо Рени «Распятие Святого Петра» мы видим, как два мускулистых темноволосых молодых мужчины закрепляют Петра на перевернутом кресте. Третий палач, в красной щегольской шапочке с пером, подает гвозди. Левая рука Петра простерта в сторону, правую руку он тянет вверх, готовый принять гвоздь из рук своего мучителя, показывая тем самым смирение и готовность к мученической смерти, о которой его предупреждал Христос еще в начале служения. В то же время, его протянутую к небесам руку можно трактовать как обращение к Господу с предсмертной молитвой. Тело святого, хотя он гораздо старше своих палачей, еще полно сил и энергии. Художник мастерски передает напряжение его мускулов в предсмертном страдании. Мы практически не видим лица святого, нам виден лишь его покрытый морщинами, бугрящийся от напряжения лоб.
Стоит отметить, что ни один персонаж картины не смотрит в глаза зрителю. Петр, потому что все его помыслы уже с Господом, его взгляд обращен к ясному голубому небу. Палачи отворачиваются и прячут глаза, так как они не достойны зрительского сочувствия, автор как бы ставит преграду между зрителем и этими молодыми заблудшими душами.
Вытянутая по вертикали хорошо сбалансированная композиция картины подчеркивает жест Петра, обращенный вверх. Использование эффекта светотени, контраста между темным фоном и светлой кожей человеческих тел с их скульптурной лепкой создает драматический эффект и эмоциональное напряжение картины. Голые торсы мужчин, их мускулистые руки и икры ног, босые ступни - все это, несомненно, отражает влияние на Рени работ Караваджо. Персонаж в красной шапочке непосредственно отсылает зрителя к излюбленной Караваджо теме мошенников и щеголей. В то же время, фигуры палачей лишены характерной витальности и грубой натуралистичности Караваджо. Персонажи Гвидо Рени даны в более выгодных и красивых ракурсах, более «классицистичны». Сдержанная цветовая палитра с яркими акцентами красного и голубого цветов также отражает классический подход в искусстве художника.
История создания
Приехав в Рим Гвидо Рени проникся влиянием революционных идей Караваджо, которые оказали значительное влияние на художественную жизнь Рима. Это влияние отчетливо видно в драматическом напряжении полотна Гвидо Рени, вдохновленном работами Караваджо «Распятие Святого Петра» и «Обращение Святого Павла» (1600-1601) из капеллы Черази церкви Санта Мария дель Попполо, которые Гвидо Рени имел возможность видеть в Риме. В то же время для картины характерна классическая гармония и анатомическая точность, свойственная его учителям - академистам Лодовико и Аннибале Карраччи.
Распятие Святого Петра было написано Гвидо Рени в 1604-1605 годах по заказу кардинала Пьетро Альдобрандини (1571-1621) для церкви Сан Паоло алле Тре Фонтана и стало первым большим успехом художника в Риме. Перемещенная около 1787 года в одну из трех официальных папских резиденций - Квиринальский дворец, позднее, в 1787 году, картина была вывезена в Париж, а после ее возвращения в ходе реституции культурных ценностей стала частью Пинакотеки Ватикана при Пии VII в 1819.
Отношение автора к вере
Гвидо Рени был воспитан в католической традиции и был глубоко верующим человеком. Он часто анонимно жертвовал деньги на церкви, был скромен и неприхотлив в быту. Большую часть его творчества составляют картины на религиозную тематику. Любимыми библейскими персонажами у Рени были Иисус Христос, Богородица, Иоанн Креститель, апостол Петр, четыре евангелиста, Мария Магдалина. Художник обычно изображал их живыми и эмоциональными.
По свидетельству биографа художника Карло Чезаре Мальвазия (1616-1693) «Рени каждый вечер подолгу молился перед образом Девы Марии… Многие верили в то, что Пресвятая Дева неоднократно являлась ему. Во всяком случае, не было другого живописца, которому удалось бы изобразить Мадонну столь живо, во всей Ее красоте, непорочности, скромности и доброте».
Биография
Гвидо Рени был одним из самых успешных художников Италии XVII века. За обладание его работами соперничали такие знаменитые покровители искусства как Филипп IV, Мария Медичи, папа Урбан VIII.
Гвидо Рени родился 4 ноября 1575 года в Болонье в семье Даниэля Рени, профессионального музыканта, служившим в духовом оркестре Болонской синьории. Музыкантами были и его родственники по материнской линии. С детства Гвидо был окружен музыкой, его обучали игре на клавесине, так как отец хотел, чтобы сын тоже стал музыкантом. Несколько лет Гвидо посещал латинскую школу, где учился в классе выдающегося итальянского гуманиста Джованни Гуглиэмини. Здесь Гвидо познакомился со своим другом будущим художником Франческо Альбани, который был на два с половиной года моложе его. Обучение в латинской школе предполагало последующее поступление в университет, что отражало честолюбивые стремления родителей обоих мальчиков. Однако Гвидо Рени и Франческо Альбани покинули школу, не завершив обучения, так как решили заняться живописью.
С юных лет Гвидо Рени любил рисовать и лепить из глины. Талант мальчика распознал Дионисио Калварт (ок.1540-1619), преуспевающий художник фламандского происхождения, который открыл свою мастерскую и художественную школу в Болонье в середине 1570-х гг. Вероятно, именно он убедил отца мальчика позволить Гвидо отказаться от карьеры музыканта и отдать его учиться живописи. Гвидо поступил в ученики к Калварту в возрасте девяти лет и обучался у него до своего восемнадцатилетия.
Калварт, несомненно, оказал огромное влияние на творчество Гвидо Рени, особенно оно заметно в ранних произведениях художника. Одними из популярнейших изделий мастерской Калварта были небольшого формата картины на меди на религиозные сюжеты, которые выполнялись в большом количестве учениками Калварта по эскизам мастера. Гвидо Рени весьма преуспел в подобном творчестве, его работа в мастерской не ограничивалась растиранием красок и натягиванием холстов, Калварт дал возможность своему талантливому ученику писать много, проявляя творческую самостоятельность, и вскоре тот стал старшим в мастерской, присматривая за младшими мальчиками. В мастерской Калварта Гвидо Рени познакомился с копиями лучших работ известнейших итальянских мастеров того времени: Рафаэля, Маркантонио Раймонди, Пармиджанино, Уго да Карпи, Джованни Якопо Караглио, Джулио Бонасоне, Агостино Венециано, Марко Денте, а также работами северных художников: Дюрера, Луки Лейденского, Хейнрика Альдегревера.
По мнению некоторых исследователей, работы Гвидо Рени периода ученичества, на которых стоит подпись мастерской Калварта, часто превосходили работы учителя, однако, в настоящее время сложно достоверно установить их подлинное авторство. Влияние Калварта сильнее всего чувствуется в ранней фреске Гвидо Рени «Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем» (нач. 1590-х гг.).
К восемнадцати годам честолюбивый Гвидо Рени приходит к выводу, что он перерос мастерскую Калварта, юному живописцу не нравился холодный маньеризм Калварта, для дальнейшего развития ему необходимо приобрести самостоятельный опыт. Поэтому Рени решает пройти обучение в Академии братьев Карраччи, основанной в 1985 году большой мастерской, в которой ученик получал возможность обучаться теории и практике живописи по единой разработанной педагогической системе, закрепляющей художественный опыт прошлого. Рени покинул Калверта в 1594-1596 году (по разным данным), но сохранил со своим первым учителем дружеские отношения, несмотря на сложный характер последнего.
В Академии Рени пробыл около четырех лет, покинув ее где-то к 1598 году. Его наставником был Лодовико Карраччи (1555-1619), который оказал на молодого художника довольно поверхностное влияние. Рени часто заимствовал отдельные элементы, фигуры и позы из картин учителя как в своих ранних произведениях, так и впоследствии, поскольку обладал, как и многие художники того времени, исключительной зрительной памятью. Тем не менее, в целом его картины всегда носили отпечаток самобытного таланта и индивидуальности художника.
Большое влияние на творчество Гвидо Рени оказали работы Пармиджанино, с которыми он познакомился в годы своего ученичества в мастерской Калверта и Академии братьев Карраччи.
Уже в 1598 году власти Болоньи предложили молодому талантливому художнику написать фреску и выполнить несколько гравюр к приезду в город папы Климента VII. Работы художника произвели большое впечатление на окружение папы.
5 декабря 1599 года Гвидо Рени был принят в болонскую гильдию художников, что означало его официальное признание как независимого мастера.
В 1600 году Рени впервые приезжает в Рим. Следующие тринадцать лет его жизни были тесно связаны с этим городом, хотя он часто навещал родную Болонью. Последующее десятилетие становится наиболее плодотворным для художника. Два сильнейших влияния этого периода – творчество Рафаэля и античная скульптура. В Риме произошло знакомство художника с творчеством Караваджо. Его влияние проявилось в жизненной выразительности образов и резкой контрастности светотени в «Распятие апостола Петра» (ок. 1605). Вскоре, однако, Рени выработал свой собственный идеализированный стиль, представляющий собой классицистическую тенденцию в искусстве раннего барокко. В Риме Гвидо Рени быстро добивается признания. Его работы, обнаруживающие несомненный талант, привлекли к нему внимание заказчиков и коллекционеров.
Гвидо Рени благоволили члены могущественного семейства Боргезе – кардинал Сципионе Боргезе и папа Павел, по заказу которого художник создал свой единственный большой фресковый цикл «Житие Богородицы» (1610).
После смерти Аннибале Карраччи в 1609 году Рени становится главой римского классицизма, а его фреска Аврора (1613-1614) в Палаццо Роспильози явилась идеальным продолжением работ Аннибале для семьи Фарнезе, гимном любви к античности и творчеству Рафаэля. Уравновешенная композиция, линеарно-пластическая трактовка форм, противопоставление контрастных красок, отличают эту фреску, показательную для ранней стадии развития барочной декоративной живописи. Те же черты проявляются в картине «Аталанта и Гиппомен» (ок. 1625). В картины на религиозные темы Рени нередко вносит элемент сентиментализма («Юность девы Марии» (1610-е.), однако, его в его лучших работах, таких как «Оплакивание Христа» (1613-1614), «Святой Матфей и ангел» (1630-1640) идеализация образов сочетается с естественностью и эмоциональной выразительностью.
В 1614 году художник вернулся в Болонью, где жил и работал до своей смерти в 1642 году. По свидетельствам историков, в этот период он лишь трижды покидал город: в 1627 и 1632 году он ездил в Рим, в 1621 – в Неаполь. В 1616-1617 годах Рени пишет великолепный алтарный образ «Вознесение Богородицы» для церкви Сант-Амброджо в Генуе. Прежде чем отправится в Геную образ был выставлен в Болонье, вызывая восторженную реакцию зрителей, среди которых был и Лодовико Карраччи.
Лодовико, последний из братьев, умер в 1619 году, после чего Гвидо Рени стал ведущим мастером болонской школы живописи. Классицизм, сформировавшийся в конце XVI века в среде болонских художников, начиная с Аннибале Карраччи и его братьев, становится одним из главных направлений в живописи XVII века. После братьев Карраччи роль главы школы перешла к Гвидо Рени: произведения этого мастера знаменуют вершину искусства, основанного на возвышенной идее, гармоническом равновесии всех элементов картины и идеализации натуры, ее облагораживанием согласно «классическим» образцам.
В конце 1620-х годов Рени впал в тяжелую депрессию, от которой смог оправиться лишь к 1631 году. К этому времени слава художника гремела по всей Европе, его называли вторым Рафаэлем. Художник был глубоко верующим человеком, он часто анонимно жертвовал деньги церковным приходам, был скромен и непритязателен в пище и одежде, не пил вина, был равнодушен к женщинам. Семью художник так и не завел. Пожалуй, единственным серьезным его недостатком была любовь к азартным играм – он проигрывал большие деньги в карты и кости.
Вплоть до 1630-х годов Гвидо Рени сохранял верность выбранному стилю. В поздние годы творчества его манера стала более тонкой, колористическая гамма сократилась и сделалась почти прозрачной, мазок более свободным, жизненная энергия более ранних работ сменилась спокойствием и меланхолией. К поздним шедеврам художника относят работы «Святой Матфей и ангел» (1635-1640), «Похищение Европы» (1638-1640), «Поклонение пастухов» (1640-1642).
Художник скончался 18 августа 1642 года в Болонье. Его похоронили с почестями, достойными видного государственного деятеля, в базилике Сан-Доменико. До наших дней дошло около 250 работ мастера, лучшие из которых представлены в Болонье и Риме.
К сожалению, в начале XIX века обожание и восхищение творчеством художника сменилось пренебрежением критиков и публики. Его работы отнесли к разряду вульгарных и сентиментальных, причиной этому было и большое количество подделок, отличающихся плохим художественным качеством. Лишь после выставки Гвидо Рени в 1954 году в Болонье произошла очередная переоценка его творчества, и художник вновь занял заслуженное место среди выдающихся живописцев XVII века.
Автор текста: Липатова Елена Владимировна.