Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Михаил Павлович Розенгейм (1820–1887) – военный юрист, историк, поэт и сатирик. Он был очень скромным человеком, и несмотря на то, что начал творческий путь ещё в юности, долгое время нигде не публиковал своих произведений. Молодой Розенгейм восхищался стихами и прозой Лермонтова и даже писал ему стихотворные письма, в которых уговаривал поэта не переставать творить перед лицом опасности. После трагической гибели Лермонтова Розенгейм надолго исчез с литературной сцены и лишь в конце 1850-х годов по настоянию друзей начал публиковать свои стихи, а затем – сатирические заметки и статьи, ставшие впоследствии весьма популярными.
Розенгейма часто критиковали за несовершенство стихотворной формы, и он всегда принимал эту критику с благодарностью, выражая надежду, что изъяны формы не затемнят для читателя смысла произведения. Современники подчёркивали честность и прямоту поэта, его самокритичность и скромность. Умер Розенгейм на литературном вечере, прожив долгую и плодотворную жизнь. На надгробии поэта было написано его четверостишие, хорошо иллюстрирующее отношение автора к жизни: «Как пчёлке дедушки Крылова, с меня довольно и того, что есть в сота́х родного слова хоть капля мёда моего…»
Стихотворение Розенгейма «Не осуждай», опубликованное, как и большинство его ранних стихотворений, в 1858 г., является поэтическим переложением и осмыслением заповеди Христа «Не судите, да не судимы будете». Поэт неоднократно перефразирует в стихотворении евангельские наставления Спасителя: «Не осуждай – не будешь осужден», «Увидишь спицу в глазе брата, а проглядишь в своём бревно» – аллюзия на Мф 7:1-4 – и другие.
Автор делает акцент на том, что все люди «опутаны грехом», поэтому не могут объективно судить о действиях друг друга. Все люди зачаты в беззакониях и рождены во грехе (Пс. 50:7), из-за чего с самого рождения наш взгляд на окружающих замутнён и искажён.
Объективно оценить состояние другого человека может только тот, кто сам чист душой и не имеет греха, но после грехопадения таких людей не бывает («нет праведного ни одного» – Пс. 13:3, Рим. 3:10). Лишь безгрешный может судить, но парадоксальным образом именно безгрешный Сын Божий «не судит никого» (Ин. 8:15), потому что пришёл «не судить, а спасти» (Ин. 3:17). Этот евангельский посыл хорошо передаёт Розенгейм: «кто точно чист душою, тот благ к погрешностям других».
Иудеям, желавшим за супружескую измену побить женщину камнями, Господь сказал: «кто без греха, пусть первый бросит в неё камень». И, как известно, никто не бросил. Более того, Христос отпустил грешницу со словами: «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:7-11). Господь сам готов простить каждого и потому завещает своим ученикам прощать обиды «до седмижды седмидесяти раз» в день (Мф 18:22), быть милосердными, как Отец Небесный (Лк 6:36).
Рассматривая грех осуждения с разных сторон, Розенгейм высказывает мысль, что причина зла зачастую находится не в людях, а во внешних обстоятельствах. Не люди злы, а их жизнь. Зачастую человек не ведает, что творит, понуждаемый окружением и обществом, толкающим ко греху. Люди, рождённые и живущие в мире, исполненном зла, зачастую не имеют возможности осмыслить и исправить собственные пороки. С другой стороны, часто в нашем мире люди терпят страдание без вины и озлобляются от этого: можно ли судить их за это? Есть ли вообще какой-либо смысл во взаимных обвинениях и обидах, когда «все согрешили и лишены славы Божией»? Если безгрешный Бог даёт людям оправдание «даром», по благодати (Рим 3:23-24), то тем более мы, несовершенные люди, должны «принимать друг друга» (Рим 15:7).
Стихотворение «Не осуждай» являет собой поэтически оформленный евангельский посыл о бережной любви к ближним; о любви не жестоко справедливой, но милостиво оправдывающей. Оно безусловно выдаёт в авторе глубоко верующего христианина, внимательного к собственным недостаткам и чуткого к понимаю слабостей других.
Автор: Иван Ридэль
Не осуждай - затем, что все мы люди,
Все слабы, немощны, опутаны грехом;
Волнуют страсти наши груди;
В грехе родимся и живём.
Не осуждай... Чтоб ближних быть судьёю,
Спроси у совести: ты сам-то лучше ль их?
О, брат, кто точно чист душою,
Тот милостив к погрешностям других.
Не осуждай... Ведь слову нет возврата.
Смотри, чтоб (как сказал Спаситель) неравно
Увидеть спицу в глазе брата,
А проглядеть в своём бревно.
Не осуждай - затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжёлый камень осужденья,
Который в брата бросил ты.
Не осуждай... Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.
Не осуждай... Дерзнёшь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечён?
Не осуждай! Ты можешь ошибиться.
Не осуждай! - Не будешь осуждён...
Не осуждай - затем, что все мы люди,
Все слабы, немощны, опутаны грехом;
Волнуют страсти наши груди;
В грехе родимся и живём.
Не осуждай... Чтоб ближних быть судьёю,
Спроси у совести: ты сам-то лучше ль их?
О, брат, кто точно чист душою,
Тот милостив к погрешностям других.
Не осуждай... Ведь слову нет возврата.
Смотри, чтоб (как сказал Спаситель) неравно
Увидеть спицу в глазе брата,
А проглядеть в своём бревно.
Не осуждай - затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжёлый камень осужденья,
Который в брата бросил ты.
Не осуждай... Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.
Не осуждай... Дерзнёшь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечён?
Не осуждай! Ты можешь ошибиться.
Не осуждай! - Не будешь осуждён...