«Лазарь и несчастный богач» - Доре Поль Гюстав
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Притча о богаче и Лазаре передал святой евангелист Лука: « Некоторый человек был богат; одевался в парфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий , именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между ними и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего: ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:19-31)
На гравюре Доре изобразил два состояния человека: крайней нищеты земной в образе Лазаря и крайней пресыщенности жизненными благами в лице богача. Пиршественное застолье, за которым людям нет никакого дела до нужды и горя других людей, отделяют слуги, пытающиеся прогнать бедного Лазаря от дома богача. Именно это безразличие к людскому горю, а не само богатство как таковое ставится в вину богачу в его загробной участи. Так не сама бедность, по толкованию святых отцов является причиной обитания Лазаря после смерти в лоне Авраама, но сознание своей нищеты духовной. В то же время физическая и духовная сытость богача способствовала поклонению богатству как идолу, он уже не ощущал потребности в помощи Божией и стал глух к нуждам ближних, и именно это состояние отличало его от Лазаря. Собаки вокруг нищего проявляют большее милосердие, зализывая струпья на теле страдающего человека, нежели человек, которому ничего не стоило подать объедки со своего стола нищему, не пожелавший сделать даже такую малость. Таким образом на картине как бы противопоставляется стая собак и люди, имеющие вес и положение в обществе. Бедность и скорби Лазаря становятся краеугольным камнем, которым поверяется степень человечности людей и собак, и человечности оказывается больше в собаках.
История создания
Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что все события Библии не могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил выбрать ключевые, наиболее значимые событиях Священного Писания. Совершенно исключенными из процесса иллюстрирования остались Псалтирь, Послания апостолов и Притчи, где было неуместно дополнять художественный образ словом. Подход Доре к иллюстрированию Библии был осмысленным и грамотным в религиозном отношении: ветхозаветные события Доре выражал через природные процессы, на фоне которых разворачивается история, а новозаветные истории передавал через создание образов персонажей, не нарушая при этом иконографических принципов, принятых в Европе. В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф заказывал подлинные доски из Парижа у Мама – собственника рисунков художника. Относясь с особенным интересом к творчеству Дор, Вольф впервые в России в 1874 г. опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Доре.
Отношение автора к вере
Поль Гюстав Доре, по воспоминаниям современников, был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из потока жизни суть происходящих событий и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрированного им произведения. Сохранились сотни эскизов к той или иной сцене из Библии, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ. Он очень серьезно относился к работе над Библией. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. А все это невозможно осуществить, будучи далеким от религии человеком. В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание. Портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях - от образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Чувства, переданные кистью, возможно, и есть безмолвное свидетельство об отношении к Богу, о тех основаниях, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре.
Биография
Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье инженера, строителя мостов Пьера-Луи Христофора Доре, и Александрины Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг.
В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой, где отцу предложили проложить железнодорожную линию между Лионом и Женевой. Родители, как и двум старшим сыновьям, прочили Гюставу карьеру инженера и готовили его к поступлению в политехническую школу, но он знал, что будет художником: первые законченные рисунки Доре делал уже в четырехлетнем возрасте.
В 1847 году, осиротев, Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Шарль Филипон принимает его в число сотрудников, и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке.
В конце 1847 г. был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было отмечено, что иллюстрации альбома задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который «научился рисовать без учителя и классических штудий».
С 1848 г. по 1852 г. Доре, получивший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполнял сатирическими литографиями страничку в журнале Филипона. Здесь он встречался со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых послужило для него образцом в начале собственного творческого пути. К маю 1862 г. число рисунков Доре достигло сорока четырех тысяч.
В 1863 г. Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре при жизни стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но бесценным наследием стали его гравюры и иллюстрации. Более четырех тысяч опубликованных книг украшались гравюрами Гюстава Доре, более десяти тысяч раз использовались его иллюстрации, в том числе их использовал для своих декораций Голливуд.
В 1882 г. Гюставу Доре было выплачено 30 000 франков для создания иллюстраций «Ворона» Эдгара По - эта работа стала для него последней.
Умер Поль Гюстав Доре от сердечного приступа 23 января 1883 г. в Париже.
Автор текста: Григорьева Наталья.