Кантата «Я остаюсь верным Богу» - Кристоф Граупнер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Кантата «Я остаюсь верным Богу»
Кантата «Я остаюсь верным Богу»
Автор: Кристоф Граупнер
Произведение: «Ich bleibe Gott getreu»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: 1719 г.
Стиль:Духовное сочинение

Описание произведения

     Кантата «Ich bleibe Gott getreu» (Я остаюсь верным Богу) - духовное произведение Кристофа Граупнера для солистки-сопрано и барочного ансамбля. Это сочинение композитор написал для исполнения во второй день Рождества Христова – 26 декабря (ст.ст.) 1719 года. Текст либретто, вероятно, принадлежит перу Иоганна Конрада Лихтенберга. По обычаю Лейпцига, в Дармштадте в нечетные годы также исполнялась кантата, посвященная мученическому подвигу архидиакона Стефана. Чтения дня также посвящены этому святому – эпизоды о мученичестве архидиакона из книги Деяния святых апостолов, а также слова Иисуса Христа из Евангелия от Матфея об Иерусалиме, убивающем пророков.

     Кантата наполнена драматизмом и светом одновременно. Во второй день Рождества Христова вспоминается первый мученик Церкви, чтобы напомнить верующим о подвиге ради Христа. Выразительная партия солистки, сдержанный темп и яркое оркестровое сопровождение отличает это сочинение К.Гаупнера.

      

История создания

    Кантата «Ich bleibe Gott getreu» К.Граупнера является примером духовного сочинения эпохи барокко. Композитор работал с придворной капеллой Гессен-Дармштадта, по всей вероятности это были высокопрофессиональные музыканты. Это касается и оркестра, и певцов – К.Граупнер написал виртуозное сочинение. Но красота музыки никак не затмевает слово – композитору удалось акцентировать внимание слушателей именно на тексте произведения. Кристоф Граупнер, несомненно, обладал индивидуальным и узнаваемым стилем и неудивительно, что ландграф пошел на беспрецедентные меры, чтобы удержать его. В настоящее время исполнители присматриваются к произведениям мастера и лучшие из них делают прекрасные записи, позволяя слушателям всего мира узнать еще одного композитора духовной музыки эпохи барокко. 

 

Отношение автора к вере

     Кристоф Граупнер – композитор, который всю жизнь посвятил сочинению духовных произведений. Его наследие – 1418 церковных кантат, долгое время оставалось скрытым от мира, словно лежало под спудом, чтобы в начале XX века открыться во всем величии и красоте. Граупнер – современник Г.ф.Телемана, Г.Ф.Генделя, И.С.Баха – только сейчас стал известен всему миру, его произведения записываются и исполняются. Своими трудами он прославлял Бога, цитировал тексты Священного Писания, а сегодня именно этот факт служит увеличению его популярности. 

      

Биография

Кристоф Граупнер родился в Хартмансдорфе близ Кирхберга в Саксониии. Мальчик получил свое первое музыкальное образование от дяди - органиста по имени Николаус Кюстер. Затем юноша поступает в Лейпцигский университет, где изучает право (как и многие композиторы того времени), а затем заканчивает свое музыкальное образование у Иоганна Куна, кантора школы Святого Фомы.

В 1705 году Граупнер покинул Лейпциг, чтобы играть на клавесине в оркестре Гамбургской оперы под управлением Рейнхарда Кайзера вместе с Георгом Фридрихом Генделем, тогда еще молодым скрипачом. Помимо игры на клавесине, Граупнер написал шесть опер в Гамбурге, некоторые из них в сотрудничестве с Кейзером - популярным композитором опер в Германии.

В 1709 году Кристоф Граупнер принял должность при дворе Гессен-Дармштадта, а в 1711 году стал хофкапельмейстером придворного оркестра (руководителем придворной капеллы). Граупнер невольно сыграл ключевую роль в истории музыки. Неустойчивое финансовое положение в Дармштадте в 1710-х годах вынудили ландграфа сократить расходы на музыкантов. Оперный театр был закрыт, а многие придворные музыканты имели задолженность по зарплате (включая Граупнера). После многих попыток добиться выплаты жалованья, имея на содержании жену и детей, Граупнер в 1723 году подал заявление на получение должности кантора в Лейпциге. Г.Ф.Телеман был первым кандидатом на эту должность, но отказался от нее, добившись повышения зарплаты в Гамбурге. На прослушивание Граупнера представил «Магнификат», написанный в стиле учителя, наставника и предшественника Кунау, что обеспечило ему должность. Однако покровитель Граупнера (Ландграф Эрнст Людвиг Гессен-Дармштадтский) не освободил его от контракта. Просроченное жалованье композитора было выплачено полностью, на будущее оно увеличивалось, и он оставался в штате, даже если его Капелла будет уволена. С такими выгодными условиями Граупнер остался в Дармштадте, тем самым расчистив путь для Баха, который стал кантором в Лейпциге.

Узнав, что Бах был выбран для Лейпцига, 4 мая 1723 года Граупнер любезно написал городскому совету, заверил их, что Бах «является музыкантом столь же сильным на органе, как он является экспертом в церковных произведениях и капеллах и человеком, который «честно и правильно выполнит возложенные на него функции».

Граупнер провел остаток своей карьеры при дворе в Гессен-Дармштадте, где его основной обязанностью было сочинение произведений для придворной капеллы. Композитор писал музыку почти полвека, с 1709 по 1754 год, когда внезапная слепота поразила его. Умер в Дармштадте шесть лет спустя. 

После смерти рукописи Граупнера стали предметом длительной юридической борьбы между его наследниками и правителями Гессен-Дармштадта. Окончательное решение суда отказало Граупнеру в праве собственности на музыкальные рукописи. Наследники не смогли получить разрешение на продажу или публикацию его произведений, и они оставались недоступными для общественности. Кроме того, последующие драматические изменения в музыкальных стилях снизили интерес к музыке Граупнера. Однако с положительной стороны, захват ландграфом музыкального наследия Граупнера обеспечил его сохранность полностью. Например, судьба была не так добра к музыкальному наследию И. С. Баха. Другим фактором, который способствовал посмертной неизвестности Граупнера, было то, что, в отличие от Баха, у Граупнера было очень мало учеников, кроме Иоганна Фридриха Фаша, чтобы продолжить его музыкальное наследие. Как подытожил критик Давид Вернье, Граупнер – «одна из тех несчастных жертв судьбы и обстоятельств – Современник Баха, Генделя, Телемана и т. д., которые оставались в значительной степени – и несправедливо – забытыми».

Почти все рукописи Граупнера (около 2000 тысяч произведений) хранятся в библиотеке технического университета Ульба в Дармштадте, Германия. В настоящее время существуют планы по катологизации вокальной музыки Граупнера, лучшие музыкальные коллективы делают записи его сочинений. Наследие композитора представляет огромный интерес для исследователей и исполнителей.

 

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

 

Текст

1. Arie:

Ich bleibe Gott getreu.

Lass Welt und Satan toben

und meinen Glauben proben;

ich werde drum nicht scheu.

Will mich ihr Grimm verderben,

und kommts mit mir zum Sterben,

so steh ich fest dabei:

Ich bleibe Gott getreu.

 

2. Rezitativ:

Es geht so in der Welt:

Wo sich des Glaubens Eifer reget,

so bald wird Satans Schul beweget,

dass sie ihm Garn und Netze stellt...

 

3. Arie:

Tobt, ihr Feinde, immerfort:

Jesus ist mein Schutz und Hort.

Wenn mich dieser Fels beschützet,

bleibt mein Glaube unverletzt;

obgleich Satan an mich setzt

und mit Höllenpfeilen blitzet,

bleibt mein Geist doch unerschreckt,

denn ich weiß wohl, wer mich deckt.

 

4. Rezitativ:

So kann der Geist der Frommen siegen,

ob durch die Wut der Welt

gleich Leib und Leben fällt.

Des Glaubens feste Ruh

kann sie im Tod erwünscht vergnügen.

Doch wehe dir, du toller Haufe du!..

 

5. Arie:

Martersteine, die allhier

unsern Scheitel tödlich drücken,

werden unsre Ehrenkron

dort als Diamanten schmücken.

 

6. Rezitativ:

Mein Herz, so freue dich,

die Marterkrone hier zu tragen;

die Zeiten ändern sich

sogleich nach diesen Leidenstagen.

 

7. Arie:

Muss ich gleich um Jesu leiden,

dennoch bet ich auch mit Freuden

ihn, den Heiland, sterbend an.

Nimm, o Herr, an meinem Ende

meinen Geist in deine Hände,

da ihn nichts betrüben kann.

 

 

1-я Ария:

Я остаюсь верным Богу.

Пусть мир и сатана бушуют

и испытывают мою веру;

я не буду стесняться.

Если меня погубит их гнев,

и если я умру,

то я тверд в этом:

Я остаюсь верным Богу.

 

2. Речитатив:

Так происходит в мире:

Там, где рвение веры возбуждается,

так скоро школа сатаны движется,

что она ставит ему пряжу и сети...

 

3-Я Ария:

Бушуйте, враги, вечно:

Иисус - моя защита и пристанище.

Если эта скала защитит меня,

моя вера останется невредимой;

хотя сатана сядет на меня

и сверкнет адскими стрелами,

но мой дух остается непоколебимым,

потому что я, наверное, знаю, Кто меня покрывает.

 

4. Речитатив:

Таким образом, дух благочестивых может победить,

падает ли от гнева мира

на равные тело и жизнь.

 

5. Ария:

Камни, которые смертельно

давят на наши головы,

украсят нас почетными коронами

там, как алмазы.

 

6. Речитатив:

Сердце мое, так радуйся,

что несешь здесь каменную корону;

времена меняются

сразу после этих дней страданий.

 

7. Ария:

Должен ли я страдать за Иисуса,

тем не менее, я также с радостью поклоняюсь

ему, Спасителю, умирающему.

Прими, о, Господи, в конце

моем дух Мой в Свои Руки,

так как ничто не может опечалить его.

 

Оставить комментарий