Изгнание торгующих из храма - Йорданс Якоб

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Изгнание торгующих из храма
Изгнание торгующих из храма
Автор: Йорданс Якоб
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Произведение: Изгнание торгующих из храма
Жанр: Художественное
Год создания: ок. 1650 г.
Эпоха/течение: Барокко, религиозная живопись

Описание произведения

 

На картине Якоба Йорданса Христос изгоняет торговцев и менял из Храма, этот эпизод описывается во всех четырех Евангелиях. Апостол Иоанн очень подробно описывает этот момент: «Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:13–16).

Все это происходит на большой площади за южной стеной Иерусалимского храма. Это место было открыто для всех желающих, включая язычников и именно здесь происходила торговля жертвенными животными. Принесение жертв было важнейшей частью Храмового богослужения. В соответствии с Моисеевым законом иудей мог принести в жертву Богу определенное животное (если совершал грех или хотел принести благодарность Богу за что-либо).

Важно отметить, что описываемое евангелистами событие произошло не внутри Святая святых или непосредственно Храма, а снаружи – во дворе. Этот двор считался частью храмового комплекса и продажа жертвенных животных была нормой. Очевидно, что совсем не это прогневало Иисуса. Тогда встает вопрос: почему же Он утверждает, что храм превратился в вертеп бандитов?

Дело в том, что Христос своим поступком замахнулся не сколько на торговцев, а, в первую очередь, на высшую власть в Иудее, которую представляли первосвященники и их окружение. Фактически они организовали под крышей Иерусалимского храма торгово-ростовщический бизнес, на котором получали огромную прибыль. Все эти торговцы и менялы в притворе были лишь небольшой частью того сложного финансово-торгового механизма, который устанавливал свои порядки по всей Иудее.

Стоит упомянуть еще и о комиссии на валютных операциях. Первосвященники на самом деле нарушали закон, запрещавший ростовщичество, они наживались на комиссии валютных операций и на ссудах нуждающимся. А ведь Господь многократно предупреждал Свой народ через многих пророков! Еще во времена Моисея израильтянам было сказано: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор.16:19). И Христос был возмущен именно этим: дом Его Отца был превращен в рынок в прямом смысле, вместо того чтоб быть домом молитвы. 

Опираясь на мнение византийского богослова Евфимия Зигабена, можно утверждать, что бич в руках Христа предназначался вовсе не людям. Торговцев Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал».

В толкованиях на данный эпизод подробно можно встретить мнения о том, что:  сребролюбие и стяжательство губит душу человека; что Христос в этот момент объявил напрямую о своём Божественном происхождении, когда назвал храм «домом Отца моего» (Ин.2:16); что изгнание менял из храма было «последней каплей», которая утвердила фарисеев и священство в решении убить Сына Божия и др. Господь ведет Себя в храме как власть имеющий, как истинный Владыка.

Очевидно, в верхней галерее и над толпой изображены представители храмовой аристократии. Они возмущенно и с недоумением смотрят на Христа. В толпе же рассыпаны многочисленные прихожане. Здесь есть пожилая женщина с петухами, женщина с сосудами, покупатели с детьми, на первом плане спиной изображен торговец, рядом – падающий меняла, справа позади Христа – спокойная женщина с огромной корзиной фруктов, везде – выглядывают морды овец, коров, ослов. Кругом рассыпаны деньги и корзины. Кто-то из присутствующих просто молча наблюдает: это босой мужчина в красной шапочке на краю картины справа, и юноша прячущийся за колонной вверху. Гиматий ярко-красного цвета в картине изолирует Христа от остальных фигур, еще больше фокусируя на нем внимание зрителя. Он изображен, скорее, не в гневе, а в отчаянии.

 

История создания

 

Работа написана в зрелый период творчества, когда художник наделял композиции большим количеством фигур и сложными позами, изображал тяжелые народные бюргерские и крестьянские типажи; в картинах этого периода, с одной стороны, он стремился к реализму, с другой - к бурлеску и патетичности.

Картина приобретена для Людовика XV в 1751 г. при посредничестве художника Натуара.

 

Отношение автора к вере

 

Йорданс был крещен в католическую веру в 1593 г. Его биография не отмечена крутыми поворотами: всю жизнь художник прожил в Антверпене, где у него была большая мастерская, а отлучался из родного города ненадолго. Нравоучительные темы стали чаще встречаться в творчестве Йорданса после его перехода из католицизма в протестантизм (кальвинизм) в 1655 году. Его живопись стала более сдержанной и нравоучительной. Даже после его обращения к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.

Автор создал множество работ на религиозную тематику, но при этом он трактовал эти картины как жанровые сцены, списывая своих героев с натуры. Художник наделяет своих святых сильными, но естественными эмоциями. Таким образом, он стремился и себя и зрителя сделать наблюдателями евангельских сюжетов, часто в своих картинах он слишком простонароден и даже грубоват. Известно, что художник был похоронен по протестантской традиции.

 

Биография

 

Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье торговца мануфактурой. В 1607 г. мальчик был отдан в мастерскую живописца А. Ван Норта. В 1611 г. Йорданс получил звание свободного художника и был принят в гильдию Св.Луки. В 1616 г. Йорданс был аттестован гильдией как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи. В том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Норт. В 1621 г. он становится деканом гильдии художников Антверпена.

Он не был знаком с живописью итальянского Возрождения. Однако ему была хорошо знакома голландская жанровая живопись. К ранним живописным произведениям художника относятся групповые семейные портреты, несколько религиозных и мифологических композиций. Первые заказы он получил от церкви.

В 1620—1640 гг. Йорданс работал в мастерской П. П. Рубенса. Около 1620 г. Йорданс принимает участие в создании монументальных композиций, над которыми работал Рубенс. В 1620—1630-е гг. Йорданс создает аллегорические и мифологические композиции. Йорданс работал также в жанре портрета. В этот период художник исполнил ряд алтарных картин. Йорданс — признанный мастер жанровой живописи, особенно он любил тему веселого праздничного застолья. В 1635 г. совместно с Рубенсом Йорданс работает над оформлением празднеств по случаю прибытия в Антверпен нового наместника Фландрии инфант-кардинала Фердинанда, а также над украшением королевского охотничьего павильона в Мадриде.

После смерти Рубенса в 1640 г. Йорданс становится ведущим мастером во фламандском искусстве. Наследники Рубенса доверили Йордансу довершить незаконченные работы мастера, а также выполнение заказа, предназначенного для Карла I Английского — семь картин из «Истории Психеи».

В 1651—52 гг. он создал два декоративных панно для дворца Хёйс тен Бос в Гааге, где проявилась тенденция к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике. В 1661 г. Йорданс выполнил три больших композиции для амстердамской ратуши. У Йорданса было только официально 15 учеников. Заказы на картины приходили со всей Европы.

Художник скончался от болезни 18 октября 1678 года и был похоронен голландском городке Путте, на границе с Фландрией.

 

Автор текста: Левченко Алена Михайловна.

 

Оставить комментарий