Блудный сын - Рубенс Питер Пауль

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Блудный сын
Блудный сын
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Произведение: Блудный сын
Жанр: Художественное
Год создания: 1618 г.
Эпоха/течение: Барокко, библейский сюжет

Описание произведения

Притча о блудном сыне, рассказанная Христом (она упоминается только в Евангелии от Луки), часто становилась предметом художественных размышлений живописцев, и Питер Пауль Рубенс не исключение. Художник изображает конкретный эпизод притчи – «и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15:15-16).  

Большую часть полотна занимает изображение хлева, и взгляд зрителя сосредотачивается сначала на мастерски написанных животных, сельскохозяйственных инструментах и работниках. Сцена кажется почти умиротворяющей, если бы не юноша на коленях рядом со свиньями, просящий еды. Художник расположил фигуру блудного сына в правом нижнем углу, не в центре композиции, как бы подчёркивая его бедственное положение. Пасти свиней с точки зрения иудеев было низким делом – свинья считалась нечистым животным. Сын, промотавший наследство, доходит до крайней нищеты и унижения. 

Одетый в лохмотья и озябший молодой человек, припав на одно колено, просит у служанки еду. Рубенс с тонким психологизмом передаёт душевное состояние персонажа – юноша в отчаянии, слёзы текут по его лицу щекам, волосы взъерошены, он замёрз и устал. Ему противопоставляется стоящая рядом здоровая румяная служанка.  Другие слуги, каждый из которых занят своим делом, словно напоминают: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». 

Композиция в целом представляет собой одно большое уравновешенное действие. Рубенс блестяще играет с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями, направляя взгляд зрителя от лошадей и их стоил к свече, мимо коров и голодных свиней, к тому месту, где стоит на коленях блудный сын. Открытая часть сарая позволяет фламандскому мастеру создать естественный переход от интерьера к сельскому пейзажу.

Рубенс использует преимущественно коричневую палитру, лишь несколько свечей едва освещают темный интерьер хлева. Ясные светлые голубые, желтые и розовые краски художник использует в небольшом количестве для изображения предзакатного неба и пейзажа на заднем плане картины. Мерцание свечей, отблески заходящего солнца вносят в сцену размеренной спокойной крестьянской жизни настроение умиротворенности. Подчеркивая контраст между темнотой хлева и ясной свежей красотой природы – Божьего мира, художник как бы говорит зрителю, что не все потеряно: искреннее раскаяние открывает путь к спасению, к будущему в неустанном труде и молитве. 

Картина Рубенса – это история о неправильном выборе жизненного пути. Художник показывает человека в рубежный, решающий момент – всё, что даёт ему жизнь в грехе, испробовано и испытано. Но для грешника, блудного сына, это не только наказание, но и вразумление Божие – позже блудный сын, «придя в себя», словно очнувшись, раскается и вернется к Отцу. 


История создания

Перед созданием картины Рубенс сделал несколько набросков с натуры. Художник часто рисовал сельские виды, не только природу, но и амбары, деревенских животных, сельскохозяйственные орудия того времени, и затем использовал эти наброски в своих работах. В этом полотне ясно чувствуется влияние старонидерландской школы живописи XV-XVI веков. Картина была очень дорога Рубенсу, он хранил ее в своем доме до самой смерти. 


Отношение автора к вере


Творчество Питера Пауля Рубенса многогранно и разнопланово, и важная и большая его часть – картины на библейские сюжеты. Для него выбор такой тематики – не дань моде или традиции: художник был благочестивым христианином и много писал на религиозные темы.  Жизнеутверждающая энергия творчества Рубенса, его стремление показать цветущую красоту Божьего мира и человека были для мастера способом прославить Бога в своих работах. 

            Художник часто использовал образцы античного искусства в своём творчестве, он умел вдохнуть в них силу христианского духа, создавая яркие, живые библейские образы. Так, например, для картины «Христос в терновом венце» Рубенс использовал свою зарисовку античной статуи кентавра из собрания Шипионе Боргезе.

Жизнь и творчество Рубенса совпали с периодом Контрреформации, возрождением и усилением католицизма в Европе. Многие художники стали проводниками идей римско-католической церкви, своим творчеством укрепляя веру в современниках. 

         Религиозность Рубенса не была формальной – художник был ревностным католиком. В его картинах чувствуется искреннее сопереживание библейским событиям. Зрителю кажется, будто они происходят «здесь и сейчас» («Снятие с креста» (1614), «Поклонение пастухов» (1608), «Вход Христа в Иерусалим» (1632) и другие). Яркая и глубокая эмоциональность картин художника помогала библейской истине найти путь к сердцам людей.  


Биография

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году вдали от родины – в Зигене (Германия) в семье антверпенского юриста, вынужденного эмигрировать по политическим мотивам.  Потеряв отца в возрасте десяти лет, мальчик воспитывался матерью-католичкой, которая после смерти мужа вернулась с детьми в Антверпен.  Питер учился в латинской школе, откуда вынес знание нескольких иностранных языков и античной культуры. Позднее он был принят в пажи к Маргарите де Линь, вдове графа Филиппа де Лален. Здесь юноша научился придворному этикету и изысканным манерам, а также понял, что хотел бы всерьез заниматься живописью.

Рубенс учился ремеслу живописца сначала у Тобиаса Верхарта, потом – у Адама ван Норта и Отто ван Веена (серьезно повлиявшего на молодого художника). В 1598 году Рубенс был принят в гильдию святого Луки.

Как и многие фламандские живописцы, Рубенс был уверен, что «подлинный свет искусства идёт только из Италии», поэтому в 1600 году отправился на родину великих мастеров. Там он провёл восемь плодотворных лет – изучал живопись итальянского Возрождения, копировал античные памятники, будучи придворным художником герцога Гонзаго, писал много парадных портретов.  В 1601 году он написал три алтарные композиции для церкви Санта Кроче ин Джерусалемме в Риме, в 1606 году - запрестольный образ «Успение Святого Григория» для церкви Кьеза Нуова. 

Художник вернулся в Антверпен в 1608 году, получив известие о тяжёлой болезни матери, но не застал её в живых. Через некоторое время мастер поступил на службу к эрцгерцогу Альберту и инфанте Изабелле, правившим в то время Фландрией от лица испанской короны. При брюссельском дворе Рубенс стал не только живописцем, но и дипломатом. 

В 1609 году Рубенс женился на Изабелле Брант, от брака с которой у него родилось трое детей.  Это был очень счастливый брак, нежная любовь к супруге нашла свое отражение в картине мастера «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1609-1610). 

Работы Рубенса быстро снискали ему успех и славу во Фландрии. Особенно примечательны два триптиха – «Воздвижение креста» (1610-1611) и «Снятие с креста» (1611-1614). Мастерство Рубенса привлекало к нему множество учеников, многие из них впоследствии составили гордость фламандской школы – например, Антонис ван Дейк, Франц Снейдерс, Якоб Йорданс.

Рубенс много работал над религиозными и мифологическими сюжетами, писал портреты и пейзажи, оформлял театрализованные зрелища, книги, создал школу профессиональных  граверов, делал эскизы для скульптур. Деятельность Рубенса была поистине многогранной. В его антверпенской мастерской постоянно кипела работа. Заказы были бесчисленны. Его мастерская превратилась в грандиозное производство предметов искусства, в которой работало множество помощников и учеников. 

          В 1622-1625 годах художник создает свой знаменитый исторический цикл «Жизнь Марии Медичи» из 24 аллегорических полотен по заказу французской королевы, в настоящее время являющихся настоящим украшением Лувра. 

После ранней смерти жены в 1626 году, ставшей для Рубенса тяжёлым ударом, он посвятил себя дипломатии,  при его содействии был заключён мирный договор между Англией и Испанией в 1630 году. 

В 1630 году художник женился во второй раз на юной Елене Фоурмен, с которой прожил счастливо последние десять лет своей жизни. В этом браке у Рубенса родилось пятеро детей. В середине 1630-х годов семейство Рубенса переезжает в загородное поместье с замком «Стен». 

В этот период творчества («стеновский период») мастер в большом количестве пишет портреты любимой жены и детей, пейзажи родной Фландрии. Его манера становится более спокойной, лиричной («Портрет Елены Фоурмен» (1630-1632), «Возвращение с полей» (1636-1640), «Пейзаж с радугой» (ок. 1638) и др.). 

Питер Пауль Рубенс, крупнейший мастер эпохи барокко, раскрывавший в своём творчестве величие Бога, красоту природы и глубины человеческого бытия, скончался 30 мая 1640 года. Творческое наследие художника огромно: оно насчитывает не менее 3000 картин и эскизов. 

Автор текста: Жосу Зоя Константиновна.





Оставить комментарий