Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад - Ге Николай Николаевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад
Автор: Ге Николай Николаевич
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм
Дата создания: 1988-1889 г.

Описание произведения.

Окончена последняя общая трапеза Иисуса и учеников, во время которой Он раскрыл Апостолам скорые кровавые события и объяснил постулаты Нового Завета.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: "поражу пастыря, и рассеются овцы стада".

По воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики». (Мф.26:26-35).

Иисус наставляет Учеников, хотя знает и говорит, что уже через несколько часов будет предан одним из них. Апостолы отнеслись с недоверием к словам Христа и наперебой убеждали Его, что скорее умрут, нежели от Него отрекутся.

Апостолы были искренни в своем убеждении и, действительно, не могли представить, что кто-то из них сможет предать своего Учителя. Но предательство может быть и неявным. Стоит лишь измениться обстоятельствам. Оставить в беде человека можно, просто пройдя мимо, сделав вид, что с ним незнаком – как это случилось с Петром.

Но это случится позже. А сейчас Спаситель со Учениками Своими выходит с Вечери в темноту Гефсиманского сада. Иисус полон тяжелых переживаний. Он, имеющий человеческую природу, наделен теми же чувствами и эмоциями, что и мы. Он страшится одному Ему известных испытаний и нуждается в поддержке учеников в тяжёлый час. Но апостолам неведома боль его сердца, вскоре они заснут, и Иисус останется один.

Процессия приближается к Гефсиманскому саду. Мы видим, что все окружение Иисуса развернулось от Него. Плащи окутали фигуры, лиц не видно. Лишь лицо Господа обращено вверх к Отцу. Так художник отображает начало молитвы, которую Спаситель продолжит в полном одиночестве в темноте ночного сада.

История создания.

Николай Ге хотел передать нам общее настроение апостолов после выхода с Тайной Вечери. Это редкий подход в решении известного евангельского сюжета, ведь речь в нем идет о чувствах участников после Вечери. Об этом в Святом Писании нет никаких подробностей.

Финал последней совместной трапезы был довольно эмоциональным. Апостолам открылись будущие события, а Христос приготовился к страшным истязаниям.

Николай Ге долго выбирал композиционное решение. Ему требовалось донести до зрителя одиночество Христа среди близких людей. И это художнику удалось.

Темный колорит картины подчеркивает тяжелое душевное состояние участников Тайной Вечери. Преданные Ученики расходятся от своего Пастыря в печали и растерянности.

Отношение автора к вере.

Николай Ге измерял свою жизнь и своё творчество единственной непререкаемой истиной, святой верой. Будучи наделённым явным природным даром, художник всем своим существом был проникнут чувством высокой ответственности за своё искусство. Поэтому итогом творческих и нравственных поисков для Ге становится сама личность Иисуса Христа, события Его земной жизни.

Художник пытливо изучал и раскрывал по-новому привычные толкования. Ге отходит от академической традиции в интерпретации известных библейских сюжетов. Вопреки навязанной традиции, красота Христа у Ге не телесная, а духовная. Такой подход не находит поддержки ни у коллег, ни у критиков. Но художник не идет против своих взглядов и убеждений и продолжает следовать собственному пониманию истины.

Натуралистичность его картин на евангельские сюжеты часто не находит отклика и у зрителей. Но и это не останавливает Ге. Он ни разу не изменил своему мировоззрению, своему сложному устройству.

Биография.

Николай Ге появился на свет в городе Воронеже в 1831 году. Его дед – французский эмигрант по фамилии Gay поселился в России в конце 18 века. Детство будущего художника прошло в деревне. Десяти лет отроду поступил в гимназию, где впервые проявилась его склонность к живописи и рисунку.

По настоянию отца Ге поступил на математический факультет университета в Петербурге. Однако не оставил своего увлечения и в 1850 году, бросив университет, поступил в Академию художеств. Уже во время обучения Ге проявил яркий талант художника. Академия предоставила ему возможность стажировки в Европе.

В Европе Николай Ге работает без устали, копируя великих мастеров и формируя свой собственный живописный стиль. За «Тайную вечерю» Академия удостоила Ге профессорского звания, а также членства Императорской Академии художеств.

В 1864 году художник возвращается из России во Флоренцию и создает множество эскизов на библейские сюжеты. В 1869-75 гг. живет и работает в Петербурге. В этот период он создает свои величайшие произведения, в том числе портреты писателей Тургенева и Салтыкова-Щедрина, поэта Некрасова и других, а также значимые исторические полотна.

В 1882 году в Москве Ге знакомится со Львом Толстым и пишет его портрет. Затем художник возвращается к религиозной теме и создает цикл картин на библейские сюжеты.

Одной из лучших работ Николая Ге признан его Автопортрет, созданный художником в 1893 году за год до его кончины.

Автор текста: Самойлова Ольга Александровна.





Оставить комментарий