yandex

Возвращение блудного сына - Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Автор: Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим
Произведение: Возвращение блудного сына
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: барокко; болонская школа
Дата создания: 1628 г.

Описание произведения.

Из всего многообразия сюжетов притчи о блудном сыне, художника привлёк момент возвращения сына к отцу. О том, кто такой сын, и как он попал в «страну далече», мы узнаём из Евангелия от Луки: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно». (Лк. 15:11-13).

Невзгоды, особенно голод, отрезвили ушедшего. Он понял, что согрешил против Неба и перед отцом, что не достоин называться его сыном, и теперь надеялся попроситься к отцу в наёмники: «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. <…> отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся <…>». (Лк. 15:20–24).

В картине чувствуется связь с работами Караваджо. Но в ней нет трагизма. Напротив, мрачный фон оттеняет духовный свет изображённого момента. Исключительная техника и тонкий психологизм Гверчино привлекают взгляд к этой картине.

В лице отца, которому блудный сын принёс столько горя, нет упрёка, скорее, оправдание. Он будто объясняет слуге, держащему дорогие одежды, которые велел принести блудному сыну, мотивы своего поступка. В лице слуги также нет и тени укора, в нём сострадание и грусть (возможно, о той боли, которую причинил сын отцу или о печальной участи, которая постигла блудного сына в чужих краях). Блудный сын и счастлив, и смущён таким приёмом. В нём не осталось былой гордыни. Он будто не верит, что дорогие одежды (знак отцовской любви) вновь возможны, и принимает этот дар с трепетом. О былом непослушании напоминают лишь взъерошенные волосы на его теперь с благодарностью склоненной голове.

Полотно показывает нам ещё одного «персонажа» — собаку. Она смотрит на вернувшегося хозяина с верой, любовью и надеждой на то, что он никогда больше не предаст свой родной дом.

Духовное содержание картины гораздо шире, чем сценка из быта, запечатлённая на ней. В каком-то смысле каждый человек — блудный (заблуждающийся) сын, которому предстоит «собрать плоды» своих заблуждений-грехов, покаяться, вернуться к Небесному Отцу и получить Его Прощение и Любовь.

История создания.

К евангельскому сюжету о возвращении блудного сына Гверчино обращался не раз (другие его работы на эту тему также широко известны и хранятся в крупнейших музеях мира). Эта картина написана в 1628 году, т.е. после поездок Гверчино в Венецию и в Рим. В период создания полотна барочная манера письма Гверчино претерпевала воздействие эстетики классицизма.

Гверчино привлекла тема отцовского прощения и возвращения в отчий дом — как в земном, так и в духовном смысле. Красота великодушия и спасительные плоды покаяния нашли отражение в полотне Франческо Гверчино.

Отношение автора к вере.

Джованни Франческо Барбиери (Гверчино) был крещён вскоре после рождения, 8 февраля 1591 года. Конечно же, он ходил в церковь родного города Ченто, где часами мог восхищаться алтарём, написанным Лодовико Карраччи. Уроки духовности, уроки веры Гверчино получал во время домашней молитвы, богослужений и проповедей, но не только. Для художника было важно постижение, осмысление религиозного опыта через живопись: он глубоко проникался образами, изображёнными на иконах, вдумывался в отражённые на полотнах евангельские сюжеты. Результатом этого творческого осмысления становились созданные им картины. На протяжении всего творческого пути художник обращался к евангельским сюжетам, к житиям святых, и в свои шедевры вкладывал любовь к Богу, к Его заповедям и всё своё мастерство.

Биография.

Джованни Франческо Барбиери, известный как Гверчино, —замечательный итальянский художник эпохи барокко. Он родился в красивейшем регионе на севере Италии — в городе Ченто провинции Феррара, недалеко от Болоньи. Традиции болонской школы живописи и эстетические идеалы Феррары не могли не отразиться на творчестве Гверчино. Болонской живописью (художник был воспитан в традициях этой школы), работами братьев Карраччи Гверчино был увлечен с детства, но в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи, он никогда не обучался. Многие годы Франческо Гверчино провёл в родном Ченто. В 1618 году Гверчино посетил Венецию, и эта поездка отточила мастерство живописца (сильное впечатление на него произвели полотна Тинторетто и Якопо Бассано).

Лучшие произведения («il vero Guercino») Гверчино написал в Болонье: «Мученичество святого Петра», «Возвращение блудного сына» (та картина, которая хранится в Турине), «Экстаз святого Франциска», «Святой Вильгельм Аквитанский получает монашеское одеяние» и др. В этот период Гверчино обращается к барочной манере письма, которая в его раннем творчестве связана с традициями школ живописи Северной Италии. Потоки света подчёркивают структуру формы, выступающие части освещены, всё другое погружено в тень.

В 1621 году Гверчино был приглашён папой Григорием XV в Рим, где познакомился с направлением стиля классицизм. К концу двадцатых годов классическая эстетика (в т.ч. под влиянием Гвидо Рени) всё больше проникает в работы Гверчино («Явление Христа Марии», «Погребение святой Петронилы» и др.). В этот период сильнейшее влияние на творчество Гверчино оказывают картины Караваджо. Наиболее классицистическая по манере исполнения, картина «Святой Ромуальдо» написана во время другой поездки в Рим. Контрасты света и тени приглушены, но краски будто излучают сияние, что выдаёт руку мастера болонской школы. После смерти Гвидо Рени, заметно повлиявшего на стиль Гверчино, художник переезжает в Болонью («Агарь» и др.). На творчество Гверчино начинают оказывать влияние поздние карраччисты («Мучение святой Екатерины»), краски картин становятся ярче, и кажется, что в полотнах меньше жизни. Происходит отказ от натурализма.

Живопись Гверчино изучали многие европейские мастера. Ранние произведения художника оказали воздействие на П.Ф. Мола, М. Прети, Дж. М. Креспи. Умер Гверчино в Болонье, но именно Ченто считает Гверчино своим художником. Дом Провенцали в Ченто и сейчас украшен фресками, созданными этим великим мастером. А центральная площадь города Ченто названа в честь Франческо Гверчино.

Автор текста: Афанасьева Ольга Максимовна.

Оставить комментарий