Воскресение. Полиптих Аверольди - Тициа́н Вече́ллио (Тициан)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воскресение. Полиптих Аверольди
Воскресение. Полиптих Аверольди
Автор: Тициа́н Вече́ллио (Тициан)
Местонахождение: Церковь Санти Назаро э Чельсо, Брешия
Произведение: Воскресение. Полиптих Аверольди
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1522 г.

Описание произведения.

Смысловым центром «Брешианского полиптиха» является сцена Воскресения Христа. Именно ее изображает Тициан в центральной части своего монументального произведения. События ночи, в которую воскрес Иисус Христос, описаны во всех четырех Евангелиях, также краткое упоминание об этом мы встречаем в 1-м Послании апостола Павла к Коринфянам: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию». (1 Кор.15:3-5).

Сцена «Воскресения» разворачивается на фоне сумрачного пейзажа, в котором узнаваемы виды Венеции и Брешии. Фигура Спасителя парит между небом и землей. В Его руках развевается белый флаг, на котором изображен крест. И это уже не орудие ужасной казни, а символ победы жизни над смертью. Фигура Иисуса выделена интенсивным пятном света, в то время как фигуры стражников у его ног погружены в полумрак.

Как и фигуры центральной части, все остальные персонажи полиптиха тщательно «вылеплены» световыми переходами, контрастируя с приглушенным фоном. На нижних боковых створках изображены «Епископ Аверольдо со святыми Назарием и Цельсием» и «Св. Себастьян». Верхние боковые створки посвящены «Архангелу Гавриилу» и «Деве Марии». Именно в их образах, представляющих собой сцену Благовещения, особенно явно проявляются световые акценты. Полное смирения лицо Богоматери буквально светится на темном фоне.

Тициан использует и некоторые маньеристические черты, которые особенно проявились в образе святого Себастьяна. Привязанный к дереву и пронзенный стрелой в грудь, он весь изогнулся, стараясь вырваться из пут, и почти повис на могучих руках. Его правая нога опирается о поверженную колонну, на торце которой начертаны имя художника и дата создания произведения.

История создания.

Полиптих «Воскресение» был выполнен Тицианом по заказу епископа Брешии Альтобелло Аверольдо, папского легата в Венеции. Произведение знаменует собой новый этап творчества Тициана. В этот период художник все больше использует эффекты ночного освещения, а также, впервые обращается к языку движений и жестов, разработанному римской школой, который он воспринял в работах своего будущего соперника Порденоне. Безусловно узнаваемой и характерной для Тициана является жизненная полнокровность изображенных фигур, словно художник открыто соперничает со скульптурой. Образ Христа в «Воскресении» был вдохновлен эллинистической статуей Лаокоон. По динамизму и выразительной пластике, фигура Святого Себастьяна напоминает скульптуру Микеланджело «Восставший раб», хотя на момент создания полиптиха Тициан еще не был знаком с творениями великого флорентийца.

Образ христианского великомученика Себастьяна давно привлекал внимание Тициана. Художник тщательно подошел к трактовке образа, создав множество предварительных зарисовок. Традиционная поза святого, накрепко привязанного к колонне, не устраивала живописца. Тогда он решил заменить мраморную колонну деревом и повернул вполоборота саму фигуру.

В полиптих «Воскресение Христово» Тициан помещает сюжет Благовещения, что тоже не случайно, ведь именно с Благовещения берет начало спасение человечества и разрешение его от уз смерти. Как ни парадоксально, но чрезмерная телесность фигуры Христа также служит идее преодоления всего земного. Тициан пишет совершенное, прекрасное тело, словно подчеркивая мысль о том, что всех нас ожидает Воскресение не только душ, но и тел. Потому даже тело Спасителя одухотворено победой над смертью. Христос ликует, и мы видим вдалеке природу, которая уже не скорбит. Еще немного – и будет рассвет, остатки ночи рассеются. Свет победит тьму.






Отношение автора к вере.

По свидетельству многих современников Тициана, это был человек высокой морали и нравственности. Проживая в городе больших искушений - Венеции, живописцу удалось сохранить верность христианским устоям, привитым в его глубоко верующей семье. Ничто не свидетельствует о человеке больше, чем его поступки. Так, Тициан бесконечно ценил и уважал своих родителей, исполняя тем самым пятую заповедь. Всю свою жизнь он был особенно благодарен своей матери - Лючии, так как именно она поддержала его в выборе профессии художника. Подростком он однажды нарисовал на беленой стене дома Деву Марию. Вернувшаяся с воскресной мессы Лючия разрыдалась: пресвятая Дева была очень похожа на неё.

Тициан понимал, что Творец наделил его как мужской красотой, так и великим талантом. Однако, художник осознавал и большую ответственность за полученные дары. Ему позировали многие венецианские дамы — от герцогинь до куртизанок, но это не смогло увести Тициана с истинного пути и развратить его душу. В спутницы жизни он выбрал застенчивую, светлую и высоконравственную Чечилию, от которой у него родилось двое прекрасных детей. Своей супруге Тициан был верен до конца жизни.

К живописи художник относился как к королеве всех искусств. Писал Тициан почти до смертного часа, буквально живя работой, своим творчеством прославляя Бога.

Биография.

Тициан Вечеллио родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеведи Кадоре предположительно между 1485 и 1490 годами. Отец художника был инспектором шахт и начальником народного ополчения. О полученном Тицианом образовании известно лишь то, что художник не читал на латыни - именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Джентиле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника - Джорджоне. Но это длилось недолго - Джорджоне умер в 1510 году.

Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе, из всех подававших надежды художников, остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника. Основа деятельности Тициана - алтарные образы. Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы.В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император уже пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.
Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. В творчестве живописца сочетаются библейские и античные мифологические сюжеты. Писал он и портреты известных современников, отличающиеся достоверностью и отсутствием, характерного для многих художников той эпохи, приукрашивания.

Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы. Его похоронили в капелле церкви Санта-Мария Глориозаде и Фрари, где он когда-то писал алтарный образ «Вознесение Марии».

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий