Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Северные ворота баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – первое монументальное произведение Лоренцо Гиберти, выдающегося скульптора эпохи Раннего Возрождения. Врата, содержащие рельефные сцены и образы из Нового Завета, выходящие за рамки формального соблюдения правил религиозного искусства средних веков, поражают своим ювелирным исполнением и великолепием. Они состоят из двадцати восьми квадратных бронзовых панелей, скульптурные композиции в которых окружены квадрифолиями – готическими декоративными элементами.
На правой створке ворот, в верхнем ряду слева находится рельеф «Воскресение», на котором представлена библейская сцена Воскресения Христа после Его крестной смерти, описанная во всех четырех Евангелиях.
В центре рельефа изображена царственная фигура Спасителя, воскресшего из мёртвых. Христос представлен в полный рост, с рукой, поднятой в благословляющем жесте. Справа и слева от Него изображены могучие раскидистые деревья, которые в данном контексте могут символизировать образ креста и победу над смертью. В нижней части пластины находятся фигуры спящих римских воинов, которые должны были охранять погребальную пещеру.Позже, в страхе перед наказанием, они будут лгать, что усопшего Христа похитили Его ученики. То, что пещера пуста, на рассвете обнаружат жёны-мироносицы, пришедшие, по еврейскому обычаю, умастить Его тело. Они увидят Ангела, сидящего на отваленном от входа камне, и брошенные погребальные пелены (Ин.20:1–2).
В канонических Евангелиях не описывается момент самого Воскресения Христова, потомуЛоренцо Гиберти берёт на себя смелость представить свою версию, опираясь на сложившуюся иконографическую традицию. Все фигуры новозаветной сцены объединены в гармоничную композицию, насыщенную динамически и эмоционально. В созданных образах мастер гениально передаёт земное воплощение Высшего промысла Господа. Характерной особенностью творчества Гиберти является внимательное отношение к мельчайшим деталям композиции. Кроме тщательной проработки образов библейских персонажей, с ювелирной точностью переданы второстепенные детали рельефа – архитектура, драпировки, сопутствующие предметы и ландшафт. В своей работе над Северными вратами Лоренцо Гиберти постепенно отходит от готического скульптурного стиля и предстаёт как мастер-первопроходец эпохи Возрождения.
История создания
В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.
Именно на исполнение Северных ворот в 1401 году был объявлен конкурс, в котором победил юный скульптор Лоренцо Гиберти – его новозаветные рельефы отличались красотой, спокойствием и совершенной техникой. Гиберти вдохновлялся классическим искусством и тосканской готикой начала XIV века, работами своих знаменитых соотечественников –Николо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, альпийской и ломбардской миниатюрой, произведениями флорентийских ювелиров. Большое влияние на его творчество оказали и Южные врата баптистерия, созданные Андреа Пизано. Созданию Северных Врат скульптор посвятил более двадцати лет своей жизни.
Отношение автора к вере
На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни Лоренцо Гиберти выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Северные и Восточные врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры Апостола Матфея, Иоанна Предтечи и Святого Стефана для церкви Орсанмикеле. Его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.
Венцом выражения религиозных чувствскульптора стали монументальные «Врата Рая» – композиция на сюжеты из Ветхого Завета, над которыми мастер трудился более четверти века. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, сумел передать и всю пагубность страстей человеческих, и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.
Биография
Лоренцо Гиберти – крупнейший итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, основоположник скульптуры Ренессанса, ювелир и историк искусства.
Лоренцо Гиберти родился в 1378 году во Флоренции. Его отец (по другим сведениям – отчим), Бартолуччи Гиберти, был ювелиром, этим же искусством сначала занимался и Лоренцо. Юный мастер также пробовал себя в живописи, а путешествуя по Германии, научился технике художественного литья. Полностью Гиберти посвятил себя скульптуре после того, как в 1401 году выиграл конкурс на лучший проект украшения Северных врат баптистерия Сан Джованни (Иоанна Крестителя) рядом с флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Делом всей жизни Лоренцо Гиберти стали бронзовые двери баптистерия – Северные (1403 – 1424) и Восточные (1425 – 1452).
Гиберти занимал лидирующие позиции в художественной жизни Флоренции первой половины XV столетия, в его мастерской обучались и работали многие художники того времени. После 1430 года скульптор всё больше интересуется античным искусством, изучает памятники античности, коллекционирует их, что отражается и на его творчестве. Он сближается с гуманистами, становится одним из самых образованных людей своего времени. В 1445 году Лоренцо Гиберти приступает к работе над «Комментариями», посвящёнными истории античного и итальянского искусства, содержащими и автобиографические записки мастера. Это первая известная автобиография художника эпохи Возрождения, впоследствии она стала документальным источником для «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.
Умер великий скульптор 1 декабря 1455 года, во Флоренции, в возрасте 77 лет. В его честь благодарные потомки назвали один из кратеров на планете Меркурий.
Автор текста: Марина Румянцева