Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Воскресение Иисуса Христа занимает отдельное место в эскизах Александра Иванова. Ключевой момент христианства – вера в воскресение – имел чрезвычайную важность в религиозных взглядах мастера. Интерес Александр Иванова к идеям Давида Фридриха Штрауса о земном пути Иисуса находил у него выражение в поиске собственных ответов на главные вопросы Нового Завета. Художник прослеживает момент воскресения Спасителя, буквально спускаясь строчка за строчкой по евангельскому тексту. Перелистывая эскизы, мы становимся невольными соучастниками подробной вереницы событий: вот ангел отворяет дверь гроба, на следующем рисунке он уже сидит на поверженном камне и перед ним испуганные жены-мироносицы и оцепеневшие воины, далее Иоанн и Петр в гробнице, а сзади выглядывает Мария Магдалина, затем она остается одна и встречает Христа, принимая Его за садовника, пока, наконец, Христос не является всем апостолам и женам в Сионской горнице.
Художнику важна последовательная хронология событий Евангелия, через которую он внутренне полемизирует с Давидом Штраусом, отстаивая реальность чуда.
Первая иллюстрация ложится на текст евангелиста Матфея: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба». (Мф. 28:1-3). Даже в легкой акварельной намётке рисунок Иванова передает потрясающее воображение зрелище сошествия ангела на гроб, которое сопровождало, по словам апостола Матфея, – «великое землетрясение». Сияние вокруг посланника столь сильное, что стражники ослеплены, обездвижены, а пришедшие жены прячутся в страхе. Ангел с усилием пытается вырвать камень из темницы погребенного Бога, но это словно уже и не нужно, поскольку даже ангелу не удержать лучезарное свечение, исходящее из гробницы Того, кто «ад умертвил еси блистанием Божества».
История создания.
В последнее десятилетие своей жизни, в 1849-1858 годы Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову. Это побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Александр Иванов хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» - прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим неосуществленным фрескам и стал цикл из нескольких сотен акварелей. В них художник ищет свою форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство.
Библейские эскизы Александра Иванова были высоко оценены такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов. Они считали этот цикл вершиной его творчества, превышающей по мастерству полотно «Явление Христа народу».
Работа над циклом велась на протяжении восьми лет, с 1849 до начала 1858 года. За это время Иванов обрел свободу от академического канона. Пейзажи обрели характерные черты не только Востока вообще, но и конкретно Палестины, где и происходило действие Ветхого Завета и Евангелия.
Отношение автора к вере.
Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так описывал Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно» (цитата из письма Гоголя Иванову, апрель 1844 г). По выражению И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова». Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. Однако «ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.
Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение.
Биография.
Александр Иванов (1806–1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого диалога, в одиннадцать лет мальчик поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Он учился там при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.
За успехи в рисовании Александр получил две серебряные медали, был награждён малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за границу, с условием, что он напишет ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив договор, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию прибыл в Рим - место средоточия русской интеллигенции.
В Италии Иванов первым делом принимается за копирование «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и написание эскизов на библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но, прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел серьезно подготовиться. Так в 1834—1835 годах появилась картина «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Эта работа имела большой успех и в Риме, и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика. Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836–1857 гг.) - лишь в 1858 году художник решился представить полотно в Санкт-Петербурге. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил организм, поэтому легкой простуды оказалось достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 года и, при большом стечении народа, был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Впоследствии останки художника перезахоронили, и ныне его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.