«Воскресение Христа» - Тинторетто (Якопо Робусти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Воскресение Христа»
«Воскресение Христа»
Автор: Тинторетто (Якопо Робусти)
Местонахождение: Церковь Сан-Кассиано, Венеция
Произведение: «Воскресение Христа»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Венецианская школа
Дата создания: 1565 г.

Описание произведения

На полотне Тинторетто изображена сцена Воскресения Христа, о чем засвидетельствовано во всех четырех канонических Евангелиях. Так об этом событии сообщает апостол Матфей: «…вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф.28: 5-6).

Композиционно полотно разделено на две части: земную и небесную. В центре нижней композиции изображен мраморный постамент, представляющий собой гроб Христа. Над ним в божественном сиянии парит фигура Воскресшего Спасителя, которого окружают небесные ангелы. Свет, исходящий от Христа, освещает пространство всего полотна. Фигура Господа кажется невесомой, лик Его спокоен и тих. По бокам от постамента изображены фигуры святых времен раннего христианства. Это монах Кассиан -мученик IV века и святая дева Цецилия - римская мученица III века. Лица святых устремлены вверх к фигуре Спасителя. Святой Кассиан облачен в одеяние епископа Имолы с митрой и посохом, а святая изображена с пальмовой веткой в правой руке, как символ мученических страданий. Римская мученица Цецилия в католической церкви считается покровительницей церковной музыки. Именно поэтому между ней и святым Кассианом устроились два ангела, собирающиеся играть на переносном органе.

Художник показывает несокрушимую победу жизни над смертью. Ничто не могло быть препятствием Воскресения. Воин, призванный стеречь гроб Христа, изображен в средневековых европейских доспехах, спящим на мраморном постаменте.

Весь сюжет представляет собой торжество христианства, в котором под дланью Христа находят упокоение мученики и воины. Им воскрешение Христа дарует вечную славу и попрание законов смерти.

История создания

Данная картина была создана специально для алтаря Церкви святого Кассиана в Венеции. Нынешнее здание было освящено в 1376 году, Якопо Тинторетто до самой смерти являлся прихожанином этой церкви и украсил ее некоторыми своими произведениями.

Итальянские искусствоведы отмечают, что полотно «Воскресение Христа» внизу имеет еще продолжение, которое до сих пор скрыто в «алтарном столе». Там изображен ангел-путти, который раздувает меха органа святой Цецилии. Поначалу на праздники служители церкви вынимали из «алтарного стола» остававшийся в нем фрагмент холста, но со временем перестали это делать. Механизм отверстия еще в конце XVI века нанес значительный ущерб живописному слою картины. И до сих пор произведение так и не реставрировалось.

Отношение автора к вере

Согласно записям Джорджо Вазари – известного живописца, архитектора и родоначальника искусствоведения, Якопо Тинторетто был добрым христианином. Он был уважаемым и талантливым венецианским мастером, при заказе на создание алтарных и религиозных произведений, художник брал лишь ту сумму, которая требовалась на покупку красок и холстов. При том, что художник входил в круг местных патрициев, его семья часто испытывала нужду потому, что средства, полученные за создание портретов и исторических полотен, он часто раздавал городским нищим и тем, кто нуждался в деньгах больше него.

Также известно, что Якопо Тинторетто каждый день много времени уделял молитвам; художник был искренне благодарен Богу за то, что его семья избежала гибели от чумы. С июля 1575 по февраль 1577 года в Венеции и в прилегающих землях от этой болезни скоропостижно скончались приблизительно 46720 человек. Вероятно, Якопо Тинторетто считал, что только благодаря тому, что он нужен Господу, его жена и 8 детей, несмотря ни на что, остались живы. Благодарность Богу рождала желание писать полотна на библейские темы, прославляя славу и величие Творца. Мастер работал часто бескорыстно, самоотверженно, в его многочисленных полотнах запечатлены чистые христианские образы, которые призваны вдохновлять и озарять веру его современников. Поэтому мастер каждый день неустанно работал, предпочитая создавать прекрасные христианские образы, которые вдохновляли и озаряли веру его современников.

Биография

Якопо Робусти, которого довольно быстро прозвали Тинторетто, что означает «маленький красильщик тканей», родился в Венеции в 1518, по другим данным, в 1519 году. Его отец был ремесленником, красящим шелковые ткани, но, очевидно он поддерживал тесные деловые связи со многими благородными венецианцами своего времени.

У Якопо сразу проявились незаурядные художественные способности и известно, что в 14-15-летнем возрасте отец отправил его на обучение в мастерскую к знаменитому Тициану. Однако под его опекой юный художник провел не более 10 дней. После этого, как гласит предание, Тициан не захотел держать его у себя, либо осознав, какой опасный для него конкурент этот юноша, или, можно предположить, что знаменитый живописец довольно быстро понял, что едва ли сможет научить его чему-то большему, чем уже умеет молодой Якопо. В дальнейшем сам Тициан и его последователи, относились к Тинторетто довольно холодно, а иногда и пренебрежительно. Но Якопо не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством своего рисунка.

Не смотря на постепенно возрастающую популярность среди заказчиков и коллег, Тинторетто всегда отличался скромностью поведения, но при этом собственным пониманием художественного построения произведения.

Его становление, как мастера с удивительным видением искусства началось в 1540-х годах. Художник получил заказ от братства святого Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо св. Марка», за что имел сильные разногласия с заказчиками, пораженными непривычной композицией и динамикой картины. Но это привлекло к художнику всеобщее внимание, коллеги высоко оценили его находки и вскоре братство переменило свое мнение. Так Якопо Робусти Тинторетто стал одним из самых известных мастеров кисти Венецианской республики того времени.

В 1550-х годах Якопо Тинторетто вступил в брак с Фаустиной де Вескови, в дальнейшем подарившей ему 8 детей.

Умер Якопо Робусти Тинторетто в 1594 году, но до последнего дня он не прекращал творить.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий