Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем (Мадонна с розой) - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем (Мадонна с розой)
Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем (Мадонна с розой)
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Прадо, Мадрид
Произведение: Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем (Мадонна с розой)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в., маньеризм
Дата создания: 1517 - 1518 гг.

Описание произведения

Святое семейство – один из самых популярных сюжетов в западноевропейской живописи. Наибольшее распространение он получил в эпоху Возрождения; как правило, имел бытовой характер, но здесь имеет место несколько иной случай.

Мария держит маленького Иисуса на коленях, а младенец Иоанн Креститель вручает ему ленту с надписью «Agnus Dei» («Агнец Божий»). Подобно тому, как евреи приносили в жертву ягнят, так и Христос пожертвует собой ради спасения человечества от греха. Этот намёк на будущие Страсти Христовы вносит в сцену тревожные ноты, потому так обеспокоена Богоматерь, а св. Иосиф опустил голову, прозревая трагическое будущее Иисуса.

Все персонажи даны крупным планом и максимально приближены к краю картины. Эффекту выталкивания фигур за границы полотна способствует глубокий чёрный фон. Художник делает зрителя непосредственным участником сцены, заставляя его осознать неизбежную предопределенность и проникнуться печалью момента. В отличие от более ранних – флорентинских мадонн, когда безмятежность настроения подчеркивалась лиричностью пейзажа, в позднеримский период Рафаэль сосредотачивает внимание на драматичных эмоциях, часто отказываясь от деталей. Мастер как будто приглашает нас любоваться красотой самой живописи. Хорошо заметно позднее влияние художественных приёмов Леонардо и Фра Бартоломео. Одеяние Богородицы очень изысканно по сочетанию цветов, а воздушная вуаль на плечах Девы, грациозный изгиб её шеи и сложная, винтообразно закрученная поза недвусмысленно напоминают о временах наступления маньеризма в итальянском искусстве.

Картина отсылает нас сразу к трем евангельским сюжетам. В первую очередь, ко второй главе Евангелия от Матфея, когда родители совсем еще маленького Иисуса вынуждены спасаться бегством, оберегая младенца от уничтожения царем Иродом, для власти которого ребенок представляет опасность, так как своим появлением способен напомнить людям, кто истинный Царь в народе Божьем. Уже в то время начинается Его крестный путь, на котором через 30 лет пророк Иоанн Креститель возвестит о Нем народу как об Агнце Божьем, то есть Мессии, Спасителе (Ин.1:29).

Одновременно с этим картина является как бы продолжением размышления автора (и многими другими художниками) над событиями, описанными в Евангелии от Луки еще до рождения Иоанна Крестителя и Иисуса, когда их мистическое общение происходило в материнских утробах: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1:41).

История создания

Обстоятельства приобретения картины музеем Прадо до сих пор остаются неясными, а первое достоверное упоминание датируется 1657 г. и относится к спискам художественных произведений Эскориала. Чуть ранее, в 1633 г., испанский придворный художник итальянского происхождения Висенте Кардуччи сделал заметку о наличии некой плохо сохранившейся живописной работы, выполненной в мастерской Рафаэля. Возможно, что это было написано о «Мадонне с розой».

Степень сохранности красочного слоя полотна затрудняет датировку, тем не менее, искусствоведы Прадо не сомневаются в принадлежности её Рафаэлю. Изучение поздних произведений художника позволяет говорить о том, что методы совместной работы «боттеги» (мастерской) Рафаэля были весьма изощренными: степень участия ассистентов и учеников в создании фресок и картин больших форматов носила мозаичный характер, хотя это почти не относится к образам интимного характера, к которым следует причислять и «Мадонну с розой». Скорее всего, картина была закончена кем-то из учеников Рафаэля по эскизу самого мастера.

Изначально написанная на доске, картина переведена на холст в первой половине XIX в. Тогда же были изменены её размеры путём прибавления фрагмента снизу, на котором дописали столик с прекрасной розой. Именно эта роза и дала полотну второе, более популярное, название.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, - это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий