Свадебный пир в Кане - Мурильо Бартоломе Эстебан
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Первым чудом, которое совершил Господь Иисус Христос, выйдя на проповедь, стало претворение воды в вино в Кане Галилейской. В этот город, расположенный недалеко от Назарета, на брачный пир были приглашены Матерь Иисуса и Сам Христос с учениками. Поскольку семья была небогата, то во время застолья обнаружился недостаток вина. Жалея о случившемся огорчении, Дева Мария попросила Сына помочь. И хотя Иисус сказал "что ещё не пришёл час Мой", он выполнил просьбу Богородицы. Это событие описывает апостол Иоанн: "На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" (Ин. 2:1-11). Христианская традиция видит в этом событии выражение особой силы молитв Богородицы за людей и их нужды. Так же считается, что присутствием на брачном пиру Иисус Христос освятил таинство брака.
На картине Мурильо изображено многолюдное торжественное застолье. В центре сидят нарядные жених и невеста. Художник придал их лицам грустное выражение, соответствующее тому моменту, когда они узнали о недостатке вина для гостей. Ближе к зрителю показан сидящий Христос, в скромной одежде темного цвета. Взгляд Господа направлен на мужчину, стоящего рядом с водоносами, в которые слуга льет воду. В следующую минуту распорядитель пира отведает чудесного вина и удивится его качеству. Христос выделен сияющим нимбом. По левую руку Господа изображена Пресвятая Дева с тонким нимбом над головой. Из среды пирующих гостей Богоматерь выделяется скромным темным нарядом и кротким одухотворенным выражением лица.
История создания
Картина "Свадебный пир в Кане" написана Эстебаном Мурильо в промежуток между 1665 и 1675 годом. Это время позднего этапа творчества художника, которое характеризуется более совершенными композиционными решениями и более изящной техникой письма. Узнаваемые приемы получили название «воздушный стиль» Мурильо, который можно наблюдать на представленной картине "Свадебный пир в Кане".
Отношение автора к вере
Бартоломе Эстебан Мурильо будущий ведущий живописец «золотого века» Испании и глава севильской школы родился в католической семье и был крещен в католическом храме. Не сохранилось документальных свидетельств о первых десятилетиях его жизни, но по дальнейшим поступкам становится ясно, что воспитывался Эстебан на христианских ценностях, которые он воспринял всей душой.
По отзывам современников Мурильо был человеком спокойным, мягким и приветливым. Ни раннее сиротство, ни потеря первенца и смерть жены, не ожесточили его, но, напротив, укрепили веру и умножили добрые дела. Известно, что потеряв любимую супругу, художник стал больше внимания уделять благотворительности. Его внимание и любовь к простым людям, их жизни и проблемам отразилась в портретах детей и обездоленных. Когда популярность Мурильо как религиозного живописца со временем утихла, то неоспоримую художественную ценность сохранили созданные им детские портреты, в которых жизненная правда плотно сплелась с оптимизмом.
Писал Мурильо в основном на религиозные темы, что могло бы объясняться спросом религиозно настроенного окружения, однако усердие с каким выполнены работы и личное отношение к изображаемым библейским сюжетам говорят об обратном.
Мурильо многократно писал образ Девы Марии, разработав собственную иконографию «Непорочного зачатия». В продолжении творческой жизни им написано около двадцати картин с этим сюжетом, ставшими чрезвычайно популярными в Европе. Художник сотрудничал с местным церквям и монашеским орденом, и в Севилье не оставалось ни одного значимого собора, в котором бы не было работ живописца. В 1658 году церковным советом Севильского кафедрального собора Мурильо был избран лучшим художником города.
Работы, принесшие первую славу, были написаны мастером для монастыря; так же и последние труды, прервавшиеся смертью, были выполнены для монашеской общины. В этом усматривается не только символичность, но и соответствие словам Господа: "В чем застану в том и сужу".
Биография
Дату рождения Бартоломе Эстебана Мурильо история не сохранила, известно только, что крещен он был в одной из церквей Севильи 1 января 1618 года. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало. Так же не ясны причины, почему художник предпочел взять себе фамилию матери Мурильо, но этот факт подтвержден документами.
Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Предполагают, что первым учителем Бартоломе Эстебана стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо. Однако в 1639 году учитель в поисках заработков покинул город, и молодому художнику пришлось работать в одиночку. Мурильо писал картины на религиозные сюжеты и торговал своими работами на местной ярмарке.
Существует предположение, что в 1640 году живописец переехал в Мадрид, где по протекции своего земляка Диего Веласкеса получил доступ в королевские запасники живописи и смог обучаться, делая копии с работ великих итальянских и северных мастеров. Два года спустя один из самых известных францисканских монастырей заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций. Эта работа заняла около трех лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Уже в ранних работах Мурильо ощущается прирожденный рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, бытовыми деталями. Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе.
В 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. В этом браке родилось пятеро детей. Старшая дочь умерла в четырехлетнем возрасте во время эпидемии чумы и художник тяжело переживал эту потерю.
В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи и возглавлял ее четыре года. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах в 1664 году, сильно повлияла на характер художника. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, принадлежащего братству капуцинов, замкнулся и несколько лет ничего не писал, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным. Его творчество после кризиса обрело новое качество – сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты стала обволакивать нежная пастельная дымка.
Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался.
Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.
Автор текста: Ольга Северинова.