Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
«Значение собора Андроникова монастыря для понимания путей развития московского зодчества в XIV—XV вв. трудно переоценить. Собор во многом заполняет все еще существующий в нашем представлении пробел между ранними и поздними постройками Северо-восточной Руси, свидетельствуя о длительности бытования некоторых форм и приемов владимиро-суздальского зодчества, которые до сих пор считались к XIV в. уже утраченными», - писали С. С. Подъяпольский, Л.А. Давид и Б.Л. Альтшуллер.
Эти реставраторы в середине ХХ века по крупицам восстановили Спасский собор - самый древний из дошедших до нас каменных храмов Москвы. Архитектура Спасского собора, соединившая в себе черты владимиро-суздальского белокаменного строительства и южнобалканского, сербского зодчества, стала важным этапом формирования самобытного московского стиля.
Храм был построен в первой половине XV века из известняка, который добывали здесь же, на берегах реки Яузы. Он имеет крестово-купольную конструкцию: своды, опирающиеся на четыре столпа, в плане образуют крест, в центре которого один купол со шлемовидной главой. Самой яркой чертой Спасского собора являются три ряда килевидных кокошников и закомар. Верхний ярус из 10 кокошников идет вдоль основания купольного барабана, прорезанного узкими окнами. Средний ярус украшен килевидными кокошниками большего размера. Фасады разделены на три части, которые венчаются закомарами, также имеющими килевидную форму. Центральная часть выше боковых.
На восточной стене- три апсидных выступа. На северном, южном и западном фасадах расположены порталы с также килевидным завершением. Перепады высоты между апсидами и чередование размеров килевидных элементов придают строению динамизм. Храм поставлен на высокий цоколь – и это добавляет его облику дополнительную устремленность в небеса.
Уникальная архитектура Спасского собора находит свое продолжение в главных храмах монастыря Рождество Богородицы в Москве и Успенского монастыря в Старице, созданных в XVI веке.
Над западным входом в круглом медальоне изображение Нерукотворного образа Христа. Внутри росписи не сохранились, за исключением фрагментов растительного орнамента на скосах апсидных окон. Считается, что их автором мог быть сам прп. Андрей Рублев.
История создания.
Андроников монастырь был основан еще в 1350-х годах после чудесного спасения святителя Алексия во время шторма на пути из Константинополя в Москву. С ним на корабле была икона Спаса Нерукотворного. После горячей молитвы буря утихла, а митрополит Московский дал обет основать монастырь во имя этого изображения Христа.
Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате -Мф.27:33; Пс.21:19; Ин.19:40; Лк.23:53; Мк.15:46; Мф.27:59), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
Основал обитель ученик прп. Сергия Радонежского, Андроник. Так в честь первого настоятеля Спасский монастырь стали называть Спасо-Андрониковым.
В житии прп. Сергия, написанного Пахомием Логофетом, рассказывается, как в монастыре, при игумене Александре, был построен каменный храм. Там же сообщается, что старец Андрей-иконописец украсил его чудной росписью: «подписанием чудным своима рукама украсища в память отец своих, еже и доныне всеми зрится в славу Христу Богу». Это летописное свидетельство позволило датировать возведение Спасского собора 1425-27 годами
За XV-XVIII вв. собор пережил несколько перестроек. К нему добавились паперти и колокольня, выстроенная по проекту Родиона Казакова. В 1812 году французы ограбили монастырь и сожгли иконостас. Во время пожара рухнул купол и крыша. После восстановительных работ, храм увенчал каменный шатер, крыша была укреплена, но уже ничто не напоминало о древности церкви.
Второй раз обитель разграбили в 1917 году. Все ценности были вывезены, в том числе серебряная крышка с раки основателей монастыря прп. Андроника и Саввы. Вот как описывал судьбу Спасо-Андроникова монастыря при большевиках Петр Дмитриевич Барановский, историк-реставратор, спасавший от уничтожения храмы в советское время: «В 1922 г. монастырь был ликвидирован. Он не попал в число музеев, организованных Наркомпроссом. Невежественность в вопросах истории, архитектуры и планировки способствовала решению о снятии памятника с охраны для целей современной застройки. Резали эти памятники прямо по живому. В результате были снесены колокольня Казакова, часть крепостных стен, башня, надвратная церковь и все памятники кладбища».
В начале 30-х годов стоял вопрос об уничтожении собора. Петр Барановский нашел доказательства того, что здесь был похоронен прп. Андрей Рублев, а реставратор Петр Максимов, исследуя Спасский собор, сделал ошеломительное открытие. Оказалось, что полуразрушенное здание церкви - самый древний каменный храм столицы. Церковь не взорвали, а после войны в 1946 году, по инициативе Барановского, на территории монастыря создали музей древнерусского искусства имени прп. Андрея Рублева.
Так прп. Андрей спас монастырский храм. Спустя всего несколько лет в бывшем монастыре произошло событие, которое можно назвать еще одним чудом прп. Андрея. 1960 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андрея Рублева и посвящен празднованию 600-летия святого иконописца. 21 сентября на территории Андроникова монастыря открылся для посетителей музей древнерусского искусства. Также были получены средства для серьезной реставрации Спасского собора. Группа архитекторов-реставраторов в течение нескольких лет исследовала и восстанавливала уникальный памятник.
Музей Андрея Рублева в советские годы стал удивительным для атеистического государства местом сохранения и изучения духовного наследия Православия. Первое после 1918 года богослужение в Спасском соборе прошло 17 июля 1989 года: в день памяти прп. Андрея Рублева был отслужен молебен.
В 2006 году в Московскую Патриархию были переданы результаты исследования останков, найденных в Андрониковом монастыре. Предположительно, среди них находились и мощи прп. Андрея Рублева, русского монаха-иконописца, в 1988 году причисленного к лику святых.
В Спасском соборе проходят постоянные богослужения. Собрана библиотека духовной литературы, более 2000 книг. Кроме того, благодаря трудам регента Бориса Павловича Кутузова, сегодня в храме можно услышать древнее знаменное пение.
Автор текста: Марина Яфанова.