Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Икона «София Премудрость Божия» (Притч.8:22–33, 9:1–5; Иез.10:9–14;1Кор.1:23–24; Еф.3:8–12; Откр.5:12), написанная вологодскими мастерами в конце XVI века, находится в Государственной Третьяковской Галерее. Происхождение её неизвестно. Образ написан яичной темперой на доске размером 66 × 49 см.
В центре композиции, в трёх кругах славы, представлен алый образ Софии Премудрости Божией (Церкви Христовой), сидящей на золотом троне с распростёртыми крылами. Традиционно образ Софии вмещает в себя образы Христа, Церкви и Божией Матери. (В переводе с греческого языка на французский, «София» означает «Троица»). Над Софией находится поясное изображение Христа, благословляющего из высших сфер, глубина которых передана чёрным цветом Божественного мрака. Его слава имеет форму купола православного храма, что отсылает к образу главы Церкви. Над образом Христа два ангела держат Небесный свиток с изображением Уготованного Престола и раскрытым Евангелием на нём.
Божия Матерь, предстоящая Софии слева, является олицетворением Церкви земной. На Её груди изображение главы Спаса Эммануила, на правом плече – звезда, символ девства и рождества Иисуса. Богоматерь одета в мафорий коричневого цвета, на Её голове белый плат, символизирующий смирение, и корона — символ царственности. За спиной Божией Матери изображены крылья, «даны были жене два крыла большого орла» (Откр.12:14). Справа Софии предстоит Иоанн Предтеча, верный земной спутник Христа, с мечом в левой руке и зерцалом в правой. Два крыла Крестителя символизируют ангельское достоинство и чистоту. Глава Спаса Эммануила на его милоти симметрична изображению на мафории Богоматери. На голове Крестителя шапка белого цвета с меховой опушкой, символ царского достоинства.
Вохрение тёмное, по коричневому санкирю. Красочная гамма образа состоит из контрастных синего, голубого, коричневого, чёрного, алого, белого, золотого цветов и охры. Фон и поля иконы золотые.
Данный Образ Софии Мудрости Божией не вполне соответствует своему иконографическому типу. Так, например, у Софии отсутствует жезл, что позволяет предположить, что в иконе отражены какие-то конкретные исторические события.
История образа.
В ряду изображений Софии Премудрости Божией новгородского извода, эта икона уникальна. Ряд её иконографических особенностей связан, возможно, с историческим событием – строительством храма, посвященного Софии Премудрости Божией, в Вологде.
София на иконе изображена без неизменного атрибута её образа — жезла, символа царственности. Лишение Святой Софии жезла и нарушение цельного иконографического образа может быть связано с «опалой» собора и его «наказанием». История гласит, что Царь Иоанн IV Грозный возвел в 1568 – 1570 годах в Вологде кафедральный собор во имя Софии Премудрости Божией. Как ктитор, он наблюдал за строительством собора, намереваясь в нем повторить Успенский собор Московского Кремля, но неожиданно в 1571 году покинул Вологду, оставив храм незавершённым и неосвящённым. Великое освящение храма состоялось лишь в 1588 году, после смерти царя Ивана Васильевича, при его сыне царе Феодоре Иоанновиче.
По преданию, при осмотре Иоанном Грозным внутреннего пространства храма, с верхнего свода на голову царя упала плинфа. Грозный в гневе запретил освящать церковное здание. Именно это происшествие, очевидно, получило своеобразный отклик в образе вологодского иконописца. София без жезла на иконе становится подобной неосвящённому храму, меч же в руке Предтечи представляется символом гнева царя, готового разрушить храм. Но и символом его милости – меч вложен в левую руку и лежит на плече Иоанна Предтечи.
Особенности иконописной школы.
Вологодская иконописная школа была распространена на большой территории Руси – она охватывала современную Вологодскую область, часть Пермской и Архангельской областей, Республику Коми. На этом пространстве выделялись достаточно крупные художественные центры: Вологда, Белозеро, Великий Устюг, Устюжна, Тотьма, Пошехонье, Сольвычегодск и некоторые северные монастыри.
В изобразительном языке вологодских иконописцев сочетаются приёмы знаменитых школ иконописи с простотой и непосредственностью Северных писем. Зарождение вологодского письма относят к XIII веку, когда оно было ещё тесно связано с новгородской и ростовской художественными традициями. В вологодской иконографии того времени чувствуются византийские приёмы, но в колористической трактовке образов видно влияние среднерусской живописи.
В конце XV века, когда Вологда вошла в состав Московского государства, местная традиция испытала сильнейшее влияние московской школы иконного письма. В этот период области, относящиеся к вологодской иконописной школе, неоднократно посещали артели московских иконописцев. Например, в 1497 году московские мастера работали над иконостасом Успенского собора Кирилло-Белозёрского монастыря, а в начале XVI века Дионисий «со товарищи» писали иконы и фрески в Ферапонтовском и Павло-Обнорском монастырях.
Своего расцвета иконопись вологодской школы достигает в середине XVI века, когда Вологда становится крупным торговым и административным центром. Царь Иван Грозный тогда серьезно рассматривал планы переноса столицы в Вологду. В этот период были написаны иконы большинства городских церквей. От живописи Новгорода и Москвы вологодскую иконопись отличает некоторая архаичность, что говорит об ориентации на местную традицию.
Автор текста: Марина Румянцева.