«Ослёнок» - Леонид Сафронов священник
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Ослёнок
И малых силёнок, и серенькой масти,
Тащился ослёнок на Вольные Страсти –
И Господа вёз.
Въезжал он в ворота священного града,
И масса народа была ему рада
До слёз.
Он шёл вдоль дороги, и малые детки
Бросали под ноги цветущие ветки,
«Осанна» крича.
От веток подвялых вовсю пахло мёдом.
Ослёнок жевал их тайком мимоходом,
Иисуса влача.
Впервые в Творении после паденья
Сыновье смирение шло от сиденья
Того.
Дыханьем боков раздвигая пространства
Грядущих веков, он забыл про упрямство
Давно.
Впервые от века, робея немного,
Он вёз Человека и Господа Бога
На жёстком седле.
И сердце ослово, вылазя из тела,
Как мысль богослова, сияла, блестела,
Звучало во мгле.
Описание произведения.
Сразу скажем, стихотворение «Ослёнок» — по степени формального поэтического мастерства — не лучшее в творчестве замечательного русского священника и поэта. И всё же есть в нём нечто простодушное, что должно тронуть и трогает сердца людей. Например, то, что автор наделил осла богословской интуицией. Похожим приёмом пользуется поэт Тимур Кибиров в стихотворении, которое называется «Из Дороти Сейерс». И там, и здесь, животных, которые были свидетелями событий земной жизни Христа, авторы заставляют инстинктивно чувствовать то, что далеко не всем людям дано почувствовать. Но, так или иначе, читатель видит, что любое существо способно приобщиться страданиям Бога. Между тем, на самом деле, далеко не каждый человек желает переживать скорби ближнего.
Вход Господа в Иерусалим свидетельствует о недолгом религиозном энтузиазме толпы, о несовершенстве и непостоянстве человеческой натуры, способной под влиянием обстоятельств резко менять настроения и взгляды — от восторга и поклонения до ненависти к Тому, Кому вчера кричали: «Осанна!»
Сборник, в котором мы читаем стихотворение «Ослёнок», обозначен как «Стихи для детей и взрослых». Но с самого начала текст отмечен целым рядом смысловых смещений, которые вряд ли бы смог уловить детский ум. Прежде всего, это приём метонимии, который употребляет автор: вход в Иерусалим Христа показан глазами животного, как вход Ослёнка! Ему радуется толпа, осыпая цветущими ветками (герой по-ослиному тайком их жуёт), ему кричат: «Осанна», и он, а не Кто Другой, тащится «на Вольные Страсти»: «И малых силёнок, и серенькой масти, / Тащился ослёнок на Вольные Страсти — / И Господа вёз. // Въезжал он в ворота священного града, / И масса народа была ему рада / До слёз. // Он шёл вдоль дороги, и малые детки / Бросали под ноги цветущие ветки, / «Осанна» крича. // От веток подвялых вовсю пахло мёдом. / Ослёнок жевал их тайком мимоходом, / Иисуса влача».
Взрослый читатель, при употреблении такого приёма, должен нечто понять не об Ослике, конечно, а о Том, Кого Ослик не видит, но чувствует. Это невидимое Присутствие (в иудейской традиции, Шхина — одно из Имён Божьих) и является поэтической удачей стихотворения. — Мы не видим, но ощущаем мистический вход Кого-то нового и ещё неразгаданного, ни на кого, кто были прежде, не похожего. Мы присутствуем при самом начале Нового завета. Это новое таково, что Его можно заместить ослёнком, это не будет Ему обидно, потому что Он есть Любовь, которую на земле давно забыли, заменив её эгоизмом страстей.
В следующих строфах автор переходит на другой, метафизический, язык. Ослик, оказывается, чувствуя дух смирения и кротости, исходящий от Того, Кто на нём, забывая своё упрямое естество, выходит за грань пространства и времени: «Впервые в Творении после паденья / Сыновье смирение шло от сиденья / Того. // Дыханьем боков раздвигая пространства / Грядущих веков, он забыл про упрямство / Давно».
Дальше мы наблюдаем превращение Ослёнка. — «Сердце ослово» расширяется до пределов почти человеческих — оно звучит, т.е. хочет высказать громко то, что чувствует глубиной. Он сердцевиной существа начинает чувствовать Того, Кого богословская мысль человека постигает умом: «Впервые от века, робея немного, / Он вёз Человека и Господа Бога / На жёстком седле. // И сердце ослово, вылазя из тела, / Как мысль богослова, сияла, блестела, / Звучало во мгле».
Вправду ли доступно ослику всё то, что приписывает ему автор? Собственно, почему бы и нет? Бог всемогущ, но кроток и смирен, а потому может и через животных, и даже через камни возвестить наступление Новой эры.
История создания.
Стихотворение «Ослёнок», вошедшее в авторский сборник стихов «Ходит белый жеребёнок», по своей простодушной интонации созвучно со стихотворением «Из Дороти Сейерс» Тимура Кибирова (сборник «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки», вышедшей в том же, 2009 году). Но на этом сходство заканчивается, и потому не может быть и речи о каких-либо заимствованиях. В стихотворении о. Леонида есть мягкость интонации, но нет юмора. Оно весьма серьёзно говорит о явлении новой духовности, которую не знал Ветхий завет, о торжественном входе во святой град Царя, кроткого и смиренного сердцем: «се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21:5). Царь и Бог Израиля, которого недаром звали Саваоф (др. евр., Господь Воинств), показывает народу Свой новый Лик — кроткого Сына, смиренно творящего волю Отца (грядущего во Имя Господне): «народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9). Эту смену духовных эпох — с воинствования на кротость («Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», Мф. 5:5) и символизирует ослёнок «малых силёнок, и серенькой масти», сидя на котором вступает в свою столицу новый Царь Израиля.
Отношение автора к вере.
Отец Леонид — редкий в наши годы тип религиозного подвижника, притом, что к вере он пришёл довольно поздно, дальнейший путь его как христианина достоин и удивления и подражания.
Интерес к христианству будущего батюшки и его супруги начался после того, как библиотека подарила им старинное Евангелие, по которому они учились читать на церковно-славянском языке. В 1989 году семья Сафроновых приняла православное крещение, после чего все они стали постоянными прихожанами Покровской церкви. В 1993 году отец семейства перестал писать стихи и начал петь на клиросе. В марте 1994 года он был рукоположен в дьяконы, а в феврале 1995-го — в священники. С мая 1995-го о. Леонид стал устраивать церковно-приходскую жизнь у себя на родине, в поселке Рудничный, в окрестных селениях и тюремных колониях. В будние дни он пешком (машиной не обзавелся, нет её и теперь) обходил их в радиусе семидесяти километров, часами ждал, пока пропустят на зону. Постепенно слух о его подвижничестве распространился по всему Вятскому краю. Ему начали помогать влиятельные люди края, появились постоянные духовные чада.
Начались пожертвования. Через руки о. Леонида проходили большие деньги, но тратились они исключительно на обустраивание храмов. Сам же он с многочисленным семейством тринадцать лет жил в сырой избе с прогнившим полом, а до этого — в однокомнатной квартире вместе со старенькой матерью. Сейчас жилищные условия его улучшились, но ненамного. При этом, ни он, ни жена, ни дети не поддавались унынию, всё упование возлагали на Господа.
Со временем, под окормлением о. Леонида оказалось тринадцать приходов в разных концах благочиния, в числе которых пять тюремных храмов.
Сейчас, когда о. Леонид стал известен всей России, и у него появилась возможность служить на более богатых приходах, вплоть до московских, — он не пользуется этой возможностью. После вступления в Союз писателей ему давали квартиру в Вологде, но он предпочёл жить на родине. И теперь он не оставляет её, хотя жизнь там тяжела и физически, и морально. Зато, наверное, особо ощущается связь и с Родиной, и с Богом. По словам о. Леонида, он считает себя ответственным перед Богом за каждого жителя посёлка Рудничный и окрестностей.
Биография.
Леонид Александрович Сафронов родился 19 октября 1955 года в посёлке Рудничный Верхнекамского района Кировской области, в многодетной семье. В семье было четырнадцать детей, но четверо умерли в младенчестве. После окончания средней школы был учащимся медицинского училища, затем учился в культпросветучилище и в Литературном институте.
После срочной службы в Cоветской армии, где он начал публиковать свои стихи в армейских газетах, работал в Норильске грузчиком. Сменил много профессий. В конце 1980-х годов вернулся на малую родину.
Публиковался в газетах «Заполярная правда», «Красноярский рабочий», в журналах «Енисей», «Красноярские огни», «Студенческий меридиан», в коллективных сборниках Красноярска и Кирова.
В мае 1989 года, по рекомендации IX Всесоюзного совещания молодых писателей (семинар Николая Старшинова), был принят в члены Союза писателей СССР.
В марте 1994 года Леонид Сафронов был рукоположён в диаконы; в феврале 1995 года — во священники.
Свящ. Леонид Сафронов — настоятель храма во имя Святителя Николая Чудотворца в посёлке Рудничном, который сам восстановил на месте старой, разрушенной в советское время, церкви, превращённой в здание суда.
О. Леонид открыл в посёлке церковно-приходскую школу и преподаёт в ней Слово Божие. Он ведёт церковные службы в окрестных поселениях и исправительных учреждениях, колониях. По его инициативе уже в семи колониях построены и действуют православные храмы и часовни. В течение многих лет о. Леонид совершает паломничество на реку Великую.
Последние годы о. Леонид публиковался в журналах «Наш современник», «Москва», в «Антологии вятской литературы».
Лауреат журналов «Москва», «Наш современник», всероссийской премии имени Николая Заболоцкого, Бунинской премии. С 1993 года выпустил тринадцать книг стихов.
О священническом служении о. Леонида режиссёр Марина Дохматская сняла фильмы: «Сорда», «Край», «Воля», — которые транслируются по областному и центральному телевидению.
Автор текста: Виталий Яровой.
Ослёнок
И малых силёнок, и серенькой масти,
Тащился ослёнок на Вольные Страсти –
И Господа вёз.
Въезжал он в ворота священного града,
И масса народа была ему рада
До слёз.
Он шёл вдоль дороги, и малые детки
Бросали под ноги цветущие ветки,
«Осанна» крича.
От веток подвялых вовсю пахло мёдом.
Ослёнок жевал их тайком мимоходом,
Иисуса влача.
Впервые в Творении после паденья
Сыновье смирение шло от сиденья
Того.
Дыханьем боков раздвигая пространства
Грядущих веков, он забыл про упрямство
Давно.
Впервые от века, робея немного,
Он вёз Человека и Господа Бога
На жёстком седле.
И сердце ослово, вылазя из тела,
Как мысль богослова, сияла, блестела,
Звучало во мгле.