«Несение креста» - Хуан де Фландес (Хуан Фландрский)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Несение креста»
«Несение креста»
Автор: Хуан де Фландес (Хуан Фландрский)
Местонахождение: Кафедральный собор Сан-Антолин-ан-Паленсия, Паленсия
Произведение: «Несение креста»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: около 1510 г.

Описание произведения

Этот сюжет наиболее подробно описан в Стихах 26-28 из главы 23 Евангелия от Луки: «…И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших…». (Лк.23:26-28).

Темный крест и сгорбленная фигура Иисуса, облаченная в черную одежду, является центром композиции произведения. Несмотря на то, что изображенный слева Симон Киринеянин прижимает к себе часть бруса, Христос, словно сливается с перекрестием и Его голова практически является частью вершины креста. При этом глядя из картины на зрителей, правой рукой Спаситель указывает на кирпичный обломок здания возле своих босых ног. Развалины символизируют глобальную перестройку мира и замену Ветхого Завета Новым. Не случайно стены иерусалимской крепости, мимо которой движется скорбная процессия, полуразрушенные и даже поросли травой.

Перед палачом, который тянет Иисуса на веревке, стоит святая Вероника с белым платком в руках. Согласно католической легенде, записанной в XII веке, эта праведная женщина следовала за Иисусом, пока Он шел на Голгофу. И когда Христос под тяжестью креста споткнулся о камень, Вероника подбежала, напоила Его водой и вытерла окровавленное лицо платком. Позже на нем проступил Нерукотворный лик Спасителя.

История создания

Данная картина изначально была создана в качестве ретабло, которое является самой высокой частью алтаря Кафедрального собора Сан-Антолин-ан-Паленсия. Согласно выводам немецких искусствоведов, фигура в картине справа, облаченная в зеленый костюм эпохи Возрождения – автопортрет Хуана де Фландеса. Таким образом, художник представляет библейскую историю более близкой и понятной для своих современников.

Отношение автора к вере

О жизни Хуана де Фландеса известно немного. Некоторые пробелы в его биографии восполняют его удивительные произведения. Отдельные из них – подлинные шедевры. О том, с какой тщательностью и одухотворенностью написаны его религиозные картины, можно судить об отношении художника к вере. Хуан де Фландес был воспитан в христианской вере. Религия являлась его проводником в жизни. Работая над алтарными образами для монашеского братства Госпитальеров в Паленсии, он жил вместе с братьями в келье, и, вероятно, так же как и они, занимался опекой нуждающихся в помощи. Для Испании XVI века католичество было неотъемлемой частью жизни любого человека, и мастер каждый свой день начинал с молитвы. Поэтому в образах Христа, написанных живописцем, и на лицах современников Фландеса в его портретных работах, можно увидеть смирение, жизнелюбие и умиротворение. От картин Фландеса будто исходит душевная благодарность Всевышнему за бесценный дар жизни и великий художественный талант.

Биография

Хуан де Фландес родился во Фландрии около 1465 года. Его имя фактически означает «Ян из Фландрии». Некоторые свои работы он подписывал как «Ян Салаэрт» или «Мастер из Гента». Известно, что он был последователем живописной школы города Брюгге. В его творчестве заметно влияние известного фламандского мастера Яна ван Эйка.

Над чем работал Хуан де Фландес на родине, осталось неизвестным. Но задокументирован его приезд в Испанию в 1496 году. В возрасте 31 года художник начал работать в Кастилии. Там он написал несколько портретов видных вельмож и одно изображение королевы Елизаветы Кастильской. Его портретные работы имели успех. И через два года Хуан де Фландес официально стал придворным художником Ее Величества, прослужив в этой должности до смерти королевы, последовавшей в 1504 г. За время своей придворной службы Фландес успел написать портреты большинства представителей правящей династии. Впоследствии художник

жил в таких испанских городах, как Саламанка и Паленсия. Там он работал в местных церквях и соборах, для которых писал алтарные образы.

В 1509 году по заказу епископа Хуана Родригеса де Фонсеки живописец написал большое ретабло для собора в Валенсии, состоящее из 12 частей. Оно сохранилось и до сих пор производит грандиозное впечатление на зрителей. В Валенсии Фландес оставался до самой своей смерти, предположительно наступившей осенью 1519 года. В документах указано, что наследство мастера осталось его вдове.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий