Кантата "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" - Гендель Георг Фридрих
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
«As pants the hart» (Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!) – духовная кантата - гимн Г.Ф.Генделя. Гимн написан на английский текст псалма Давида и предназначался для исполнения в королевской капелле Королевы Анны. Он был несколько раз пересмотрен композитором, в результате чего появились более поздние версии.
Текст композитор разделил на семь частей для исполнения разными группами музыкантов. После первой оркестровой части вступает ансамбль солистов – сопрано, тенор и бас «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» позже к ним присоединяется хор. Мелодия задумчивая, минорная настраивает слушателя на серьезное восприятие произведения. Следующие номера – соло сопрано «Слезы - моя ежедневная пища: пока они говорят, где теперь твой Бог? » и речитатив тенора снова сменяет хор «В голосе похвалы и благодарения: среди тех, кто хранит святой день». Дуэт сопрано и тенора «Почему так полно горя, о, моя душа, почему так тревожно во мне?» завершается жизнеутверждающим соло с хором «Доверься Богу, потому что я буду славить его».
История создания.
Духовная кантата «As pants the hart» впервые была исполнена в капелле Королевы Анны в Лондоне в 1713 году. Премьера последней редакции состоялась 1738 году. В течение этого времени гимн неоднократно исполнялся на различных торжественных церковных службах и светских мероприятиях. Слава композитора за эти годы возросла и появилась возможность издания сочинений – духовные кантаты на английском языке пользовались особенной любовью лондонцев. Сегодня на фестивале Генделя и фестивалях старинной музыки исполняется и эти гимны, а лучшие голоса и хоровые коллективы мира включают их в свой репертуар.
Отношение автора к вере.
Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион, Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милосердна и склонна к самопожертвованию ради ближних и такое же христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель, в возрасте около восьми лет, сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце, сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему всё – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет, в течение трех последующих, Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя!
С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком, он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.
Биография.
Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.
В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.
В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.
Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты…
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
As the hart panteth after the water brooks, so panteth my soul after thee, O God.
My soul thirsteth for God, for the living God: when shall I come and appear before God?
My tears have been my meat day and night, while they continually say unto me, Where is thy God?
When I remember these things, I pour out my soul in me: for I had gone with the multitude, I went with them to the house of God, with the voice of joy and praise, with a multitude that kept holyday.
Why art thou cast down, O my soul? and why art thou disquieted in me? hope thou in God: for I shall yet praise him for the help of his countenance.
O my God, my soul is cast down within me: therefore will I remember thee from the land of Jordan, and of the Hermonites, from the hill Mizar.
Deep calleth unto deep at the noise of thy waterspouts: all thy waves and thy billows are gone over me.
Yet the LORD will command his lovingkindness in the daytime, and in the night his song shall be with me, and my prayer unto the God of my life.
I will say unto God my rock, Why hast thou forgotten me? why go I mourning because of the oppression of the enemy?
As with a sword in my bones, mine enemies reproach me; while they say daily unto me, Where is thy God?
Why art thou cast down, O my soul? and why art thou disquieted within me? hope thou in God: for I shall yet praise him, who is the health of my countenance, and my God.
Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»
Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.
Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»
Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.