«Как лань желает к потокам воды» - Мендельсон Феликс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Как лань желает к потокам воды»
«Как лань желает к потокам воды»
Автор: Мендельсон Феликс
Произведение: «Как лань желает к потокам воды»
Жанр: Духовное сочинение
Год создания: 1843 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения.

«Как лань желает к потокам воды» - духовное произведение Ф.Мендельсона Бартольди на немецком языке для солистов, хора и оркестра. Сочинение состоит из восьми контрастных частей, их объединяет тема скорби. Либретто для произведения композитор взял из библейской книги Псалтирь – 41 псалом, написанный сынами Кореевыми, повествует о жажде духовного утешения в храме Божием, подобно стремлению лани к источнику вод. Произведение торжественное, развернутое, его общее время звучания составляет около тридцати минут. Все соло очень выразительны, хоровые движения сосредоточены и величественны, а оркестровая партия прекрасна в своей простоте и одновременно виртуозности. Это тот случай, когда слушатель воспринимает произведение, как единое целое – его увлекает само действие, а не анализ составных частей. Особенно композитор акцентирует слово, как «главное действующее лицо» произведения.

История создания.

В 1843 году впервые прозвучало произведение Ф.Мендельсона Бартольди на слова 41 псалма книги Псалтирь. Это, без преувеличения, великолепное сочинение было высоко оценено современниками композитора. Впоследствии вклад Мендельсона в мировую музыкальную культуру не оценивался по достоинству из-за приписываемого ему консерватизма. Но время все расставило на свои места – сегодня шедевры композитора широко известны, исполняются и записываются лучшими музыкальными коллективами мира. Индивидуальный стиль композитора, основу которого составляет классическая школа, живость и яркость изложения, особенно проявился в гимне «Как лань желает к потокам воды».

Отношение автора к вере.

Феликс Мендельсон Бартольди имел еврейские корни, но его родители решили не делать обрезания, а крестить мальчика. В возрасте семи лет Феликс принял Крещение и дальше воспитывался, как христианин. Впоследствии, композитор женился на дочери священника. Множество его духовных произведений, здоровый консерватизм в музыкальных вкусах, за который композитор нередко подвергался осуждению, свидетельствуют о желании послужить Богу, открыв миру красоту гармонии. Он возродил для Европы величайшие шедевры христианской музыки И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, не стыдился всю жизнь учиться у великого автора кантат и хоралов. Отвергнув многие выгодные предложения из-за требований «свободного искусства», Феликс Мендельсон был счастлив получить пост музыкального директора Лейпцига. Композитор руководил оркестром, театром и школой певчих, стены которой слышали еще великого Баха. В этом он нашел свое призвание и счастье.

Биография.

Родился будущий великий композитор 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Отец Феликса был банкиром, дед – знаменитым философом, труды которого впоследствии издаст композитор. Родители стремились дать детям, проявлявшим незаурядные музыкальные способности, самое лучшее образование. Но, в то же время, отец не спешил возлагать надежды на исключительный талант сына, пока не удостоверился в успехе. Когда учитель музыки двенадцатилетнего Феликса Зельтер продемонстрировал мастерство импровизации ученика великому Гете, тот сравнил его с юным Моцартом такими словами: «Музыкальные вундеркинды ... они, вероятно, уже не так редки; но то, что этот маленький человек может делать в импровизации и игре на виду, граничит с чудом, и я не мог поверить, что это возможно в столь раннем возрасте.- И все же вы слышали Моцарта на седьмом курсе во Франкфурте?- сказал Зельтер. - Да, - отвечал Гете, - это так... но то, что ваш ученик уже делает, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое воспитанный разговор взрослого человека имеет к лепету ребенка.» Впоследствии Феликс Мендельсон положит несколько стихотворений Гете на музыку.

Преподаватели Ф.Мендельсона обучали его строгому классическому стилю, и он сам стремился как можно глубже изучить произведения И.С.Баха. Его характеру и вкусам были чужды новаторские современные приемы композиции, поэтому среди музыкантов у него были, как поклонники, так и противники. Самым активным противником считался Рихард Вагнер, рукопись которого Мендельсон имел неосторожность потерять, будучи музыкальным директором Лейпцигского оркестра. К сторонникам и даже защитникам композитора относился П.И.Чайковский, который письменно выступал на стороне консервативного музыканта.

Несомненно, творчество Мендельсона особенно ярко проявилось в Лейпциге, Берлине и Лондоне – после возрождения постановки в 1829 году «Страстей по Матфею» И.С.Баха о молодом композиторе заговорила вся музыкальная общественность. В этом же году состоялся его первый визит в Великобританию, способствовавший признанию его величайшего таланта, затем в течение жизни до 1847 года эти визиты- гастроли помогали композитору творить.

На посту музыкального директора Лейпцига Феликс Мендельсон занимался возрождением музыки композиторов XVIII века, а также исполнял произведения современников. В 1843 году композитор открыл консерваторию в этом городе и пригласил туда преподавать музыкантов-единомышленников Р.Шумана, Й.Йоахима и других. Это консервативное учебное заведение после его смерти возглавил друг и соратник Игнац Мошелес.

Деятельный композитор из-за сильного переутомления чувствовал себя плохо в последние годы, поездка в Англию забрала много сил и оставила его больным и измученным, а известие о смерти сестры в 1847 году еще усугубило это состояние. Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года в Лейпциге после серии инсультов, от таких же симптомов скончались его сестра, родители и дед. Композитор был похоронен в Троицкой церкви Берлина, а отпевание проходило в Лейпциге. Траурная процессия состояла из выдающихся музыкантов-соратников композитора, в числе которых был Роберт Шуман. Ф.Мендельсон описывал будущую вечную жизнь в письме к неизвестному лицу, как место «где, как можно надеяться, есть еще музыка, но больше нет печали и расставаний».

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Wie ein Hirsch nach frischem Wasser lechzt,

so sehne ich mich nach dir, mein Gott!

42:3Ich dürste nach Gott,

nach dem wahren, lebendigen Gott.

Wann darf ich zu ihm kommen,

wann darf ich ihn sehen?

42:4Tränen sind meine Nahrung

bei Tag und Nacht,

weil man mich ständig fragt:

»Wo bleibt er denn, dein Gott?«

42:5Wenn ich an früher denke,

geht das Herz mir über:

Da zog ich mit der großen Schar zum Hause Gottes,

da konnte ich jubeln und danken in der feiernden Menge.

42:6Warum bin ich so mutlos?

Muss ich denn verzweifeln?

Auf Gott will ich hoffen!

Ich weiß, ich werde ihn noch einmal preisen,

ihn, meinen Gott, der mir hilft.

42:7Ich weiß nicht mehr aus noch ein!

Darum gehen meine Gedanken zu ihm –

aus der Ferne,

vom Land an den Jordanquellen,

vom Hermongebirge mit seinen Gipfeln.

42:8Rings um mich tost es und braust es:

Flut auf Flut, von ihm geschickt,

Welle auf Welle rollt über mich hin.

42:9Am Tag wird er mir seine Güte erweisen

und in der Nacht will ich ihm singen voller Dank;

zu Gott will ich beten,

der mir das Leben gibt.

42:10Ich sage zu ihm, meinem Beschützer:

Warum hast du mich vergessen?

Warum geht es mir so elend?

Und dazu quälen mich noch meine Feinde!

42:11Wie eine tödliche Wunde ist ihr Hohn für mich,

weil sie mich täglich fragen:

Wo bleibt er denn, dein Gott?

42:12Warum bin ich so mutlos?

Muss ich denn verzweifeln?

Auf Gott will ich hoffen!

Ich weiß, ich werde ihn noch einmal preisen,

ihn, meinen Gott, der mir hilft.

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!

Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!

Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»

Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма.

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.

Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.

Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей.

Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?

Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Оставить комментарий