Икона «Сретение» - Новгородская иконописная школа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Сретение»
Икона «Сретение»
Иконописная школа/ автор: Новгородская иконописная школа
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Сретение»
Время создания: XV век

Описание иконы.

Икона «Сретение», написанная новгородскими мастерами в XV веке, поступила в собрание Третьяковской Галереи из Музея иконописи и живописи имени И.С.Остроухова в 1929 году. До этого её история не известна.

Образ написан яичной темперой по левкасу на сосновой доске размером 61×41см с врезными шпонками, иконографический тип Сретение (встреча) в симметричной трактовке. На иконе написаны четыре фигуры в полный рост. На первом плане, слева - Божия Матерь в поклоне и с прикрытыми мафорием, протянутыми к Младенцу руками. За ней стоит Иосиф Обручник, держащий голубей. На правой половине иконы, напротив Богоматери, на небольшом возвышении-подножии, с Младенцем в руках и склонённый к нему, изображён Симеон Богоприимец. За Симеоном стоит старица Анна Пророчица. На заднем плане, за фигурами, в центре иконы помещён престол с киворием на тонких столбцах, увенчанный небольшим шатром. По обеим сторонам, у полей иконы находятся два узких и высоких прямоугольных, тщательно выписанных здания, на которые с кивория перекинут велум.

Краски образа в традициях новгородских писем – мафорий Богоматери красно-коричневого тона, гиматий Младенца Иисуса ярко-розовый с белильной штриховкой. Киноварная, малинового оттенка накидка на Пророчице, светлая охра, спокойная зелень, красный и нежно-голубой цвета в одеждах Преподобных, на элементах пейзажа и интерьера. Складки выполнены тонкими линиями, пробела не наложены. Штриховка белилами есть на головах всех фигур, на их волосах и чепце Божией Матери, а также на крыше правого здания. Вохрение и мелкие движки выполнены по темно-коричневому санкирю. Контуры стен зданий, кивория и подножия Симеона Богоприимца выложены жемчугом. Фон и поля иконы светло-желтые.

История образа.

В иконной композиции Сретения представлен евангельский стих о встрече Младенца Иисуса и Симеона Богоприимца (Лк.2:22-39). В сороковой день по рождению Христа, по древнееврейскому закону, Иосиф и Богоматерь пришли в Иерусалимский храм, чтобы посвятить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц. В храме их встретил глубокий старец Симеон Богоприимец, 360-ти лет, которому было предсказано, что он умрет только после того, как увидит Христа. Здесь была и старица Анна Пророчица, жившая при храме.

В иконописи Сретения, в его симметричной трактовке, обычно слева изображаются фигуры Богоматери, подносящей Симеону Младенца и Иосифа, за ней, держащего в руках двух голубей и напротив них, справа, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Богомладенец зримо предстает связующим звеном, соединяющим две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Весь людской род в лице Симеона и Анны принимает благую весть о воплощении Сына Божия. В некоторых композициях Младенца держит не Мария, а Симеон. На Руси, в домонгольский период в композиции Сретение, за фигурами изображался только престол с киворием (фрески Кириллова монастыря в Киеве XII века и фрески церкви Спаса Нередицы в Новгороде). С XIV века появляется изображение зданий, обычно базиликального типа. К концу XVI века и в XVII веке композиция дополняется подробностями, заимствованными из Четий-Миней и другой церковной литературы, а также изображением бытовых деталей.

Особенности иконописной школы.

Избежавший монголо-татарского нашествия, свободный Новгород испытывал в XIV – XV веках экономический и культурный подъём. Самым значимым периодом в развитии иконописи был рубеж XV века. Краски образов приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры. Киноварь даётся в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.

Новгородская иконопись того времени не любит замысловатых сюжетов. Упрощаются традиционные иконографические типы, отбрасываются все лишние фигуры. Композиции легко обозримы, в них нет вредящей сюжету дробности. Основная сюжетная линия не затемняется второстепенными эпизодами. Скупость в композиционной разработке составляет отличительную черту новгородцев. Они предпочитают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд. Предпочтение отдаётся полуфигурным образам и житейским иконам с бытовыми подробностями, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых.

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий