«Христос и грешница» - Тинторетто (Якопо Робусти)
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Сюжет картины Тинторетто отсылает нас к восьмой главе Евангелия от Иоанна. Фарисеи и саддукеи привели к Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями, что противоречило проповеди человеколюбия, которую исповедовал Христос. В результате Христос оказывался перед выбором —нарушить законы Моисея, или поступить в противоречии со своей проповедью. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:7-9).
Действие разворачивается под сводами величественного собора - Тинторетто создает пространственную композицию с безупречной перспективой. Слева изображён Христос, сидящий на мраморном постаменте в окружёнии Его учеников и других слушателей. Очевидно, он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей. На картине запечатлён кульминационный момент евангельского события: только что был задан провокационный вопрос о том, что же делать с грешницей. Тинторетто наделил сцену театральным приемом – грешница находится не в плотном окружении людей, как ранее писали этот сюжет другие художники, она стоит отдельно. Молодая женщина изображена в самом центре полотна, что закономерно привлекает к ней взгляды всех присутствующих и самого зрителя. Именно судьба этой грешницы решается в данный момент. Очевидно, что многие из тех, кто хотел осудить её, расходятся. Примечательно, что грешница изображена художником в одеянии более характерном для эпохи XVI века. Таким образом, живописец стремился приблизить суть изображаемого события для понимания своих современников.
.История создания
Немецкие эксперты, занимавшиеся атрибуцией картины, высказали предположение, что образ грешницы написал не Тинторетто, а один из его последователей – Джованни Галицци (1543-1565). Картина была создана в мастерской у художника, и как это часто бывало в то время, над ней могли работать и его ученики тоже. При рентгеновском исследовании полотна искусствоведы обнаружили, что сначала грешница была нарисована обнаженной и уж затем живописец постепенно «добавлял» в ее облик одежды. Однако для кого именно Тинторетто создал произведение, точно неизвестно.
Отношение автора к вере
Согласно записям известного живописца, архитектора и родоначальника искусствоведения Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто был добрым христианином. Будучи заслуженно уважаемым и талантливым мастером, которого обожала венецианская элита, при заказе на создание алтарных и религиозных произведений Тинторетто никогда не брал больше денег, чем стоят холсты и краски. Несмотря на то, что художник входил в круг местных патрициев, его семья часто испытывала нужду именно потому, что средства, полученные за создание портретов и исторических полотен, он часто раздавал городским нищим и тем, кто нуждался в деньгах больше него.
Также известно, что Якопо Тинторетто каждый день много времени уделял молитве – художник был искренне благодарен Богу, что его семья избежала гибели от чумы. С июля 1575 по февраль 1577 года в Венеции и в ее прилегающих землях от этой болезни скоропостижно скончались более 40 тысяч человек. Вероятно, Якопо Тинторетто считал, что только благодаря тому, что он нужен Господу, его жена и 8 детей, несмотря ни на что, остались живы. Поэтому мастер каждый день неустанно работал, предпочитая создавать прекрасные христианские образы, которые вдохновляли его современников.
Биография
Якопо Робусти родился в Венеции в 1518, по другим данным, в 1519 году. Его отец был ремесленником, красящим шелковые ткани, поэтому его сына прозвали Тинторетто, что означает «маленький красильщик».
У Якопо рано проявились незаурядные художественные способности, и известно, что в 14-15-летнем возрасте отец отправил его на обучение в мастерскую к знаменитому Тициану. Однако под его опекой юный художник провел не более 10 дней. После этого, как гласит предание, Тициан не захотел держать его у себя, осознав, что этот талантливый юноша может стать для него соперником. По другой версии знаменитый живописец довольно быстро понял, что едва ли сможет научить его чему-то большему, чем уже умеет молодой Якопо. В дальнейшем сам Тициан и его последователи относились к Тинторетто довольно холодно, а иногда и пренебрежительно. Но Якопо не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством своего рисунка.
Несмотря на постепенно возрастающую популярность среди заказчиков и коллег, Тинторетто всегда отличался скромностью поведения, но при этом собственным пониманием художественного построения произведения.
Его становление как мастера с удивительным видением искусства началось в 1540-х годах. Художник получил заказ от братства святого Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо святого Марка», за что имел сильные разногласия с заказчиками, пораженными непривычной композицией и динамикой картины. Но это привлекло к художнику всеобщее внимание, коллеги высоко оценили его находки и вскоре братство переменило свое мнение. Так Якопо Робусти Тинторетто стал одним из самых известных мастеров кисти Венецианской республики того времени.
В 1550-х годах Якопо Тинторетто вступил в брак с Фаустиной де Вескови, в дальнейшем подарившей ему 8 детей.
Умер Якопо Робусти Тинторетто в 1594 году, но до последнего дня он не прекращал творить.
Автор текста: Светлана Королева.