Христос и грешница - Семирадский Генрих Ипполитович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос и грешница
Христос и грешница
Автор: Семирадский Генрих Ипполитович
Местонахождение: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Произведение: Христос и грешница
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Религиозная живопись
Дата создания: 1873 г.

Описание произведения.

Основой идеи создания картины Семирадского «Христос и грешница» стала не столько непосредственно евангельская история, сколько её интерпретация в поэме А.К. Толстого «Грешница». Первоисточник – Евангелие от Иоанна (Ин. 8, 2-11) – содержит следующее: «Утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись, и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Алексей Константинович Толстой предложил свое художественное осмысление евангельского текста, основываясь более на апокрифическом тексте, нежели на Евангелии. Как замечает О. Миллер, А. Толстой «проникся чисто религиозной идеей личного обращения к Богу живой души».В его произведении последовательно и убедительно с художественной точки зрения показана мысль о внутреннем преображении человека при встрече со Христом. Грешница показана как часть той толпы, которая не осуждает её, считая законной частью своего мира, который и пришел спасти Христос. Господь не просто помиловал грешницу, он сказал ей: «Идии впредь не греши», тем самым не потворствуя греху,возрождая заблудшую душу к новой жизни без греха.

Идею А.К.Толстого воплощает в своей картине Генрих Семирадский. Композиция картины строится на противопоставлении двух групп: Христа с учениками и грешницы с толпой ярко одетых людей. Это разделение на две части не случайно, оно придает картине идею антагонизма в начале сюжетной линии и последующего присоединения. Мелкие детали, выписанные художником с особой тщательностью, передают много информации о действующих лицах. Так белые одежды на Христе – символ чистоты, а неопрятные, хотя и богатые наряды толпы – символ разгульной жизни. В этой картине художником были использованы приемы соединения масштабности исторического сюжета и пленэрные эффекты. Необыкновенная живописность, в которой прослеживается влияние венецианской школы живописи: свежий и теплый колорит, сложная сюжетная композиция с элементами пейзажа, архитектурных деталей, многочисленными персонажами. В этой картине, как и в других произведениях художника, виден свободный широкий мазок мастера. Семирадский соединил пленэр с масштабным композиционным замыслом, внеся в точную систему академического направления эмоциональное живописное начало. Солнечный свет, озаряющийтеплым сиянием все вокруг, пробивающийся сквозь листву, растворяющий контуры –все это передает ощущение знойного лета,вовлекает зрителя в происходящее на полотне действо.

В отличии от многих современников Семирадский в изображении Христа следует традиционному каноническому образу, подчеркивая внешнюю красоту Иисуса и Его духовное благородство. Но при этом переносит действие евангельсого сюжета во вполне конкретный пейзаж, написанный практически с натуры, правдиво отражая все красочное богатство окружающей природы. От этого композиция приобретает лиричный оттенок, снимает налет отстраненности, что делает картину в целом близкой, задушевной, исповедальной.

История создания.

Евангельский сюжет, изображенный на картине Семирадского, был очень популярен в середине XIX века и истолковывался с точки зрения социальной проблематики: знаменитая фраза Христа о камне служила, прежде всего, обличением фарисейского лицемерия. Получалось, что общество, осуждающее грешника, само гораздо греховнее его и потому не имеет права судить. Эта мысль была близка социалистам и радикалам того времени. Упуская из вида то, что Христос не поощрил поступок блудницы, сказав ей «…больше не греши», социалисты делали акцент на невозможности осуждать в целом. Таким образом, все пороки, существовавшие в обществе, оказывались оправданными «безграничным Божиим милосердием». Социалисты делали Христа своим героем, что искажало смысл евангельского события. Именно поэтому поэма А.К. Толстого имела большой успех – она представляла ситуацию с грешницей в ином свете, непривычном для большинства. Поэма «Грешница» написана Толстым на основе апокрифа, где красавица-блудница – воплощение торжества жизни, земных радостей и плотский утех -под воздействием духовной силы Христа словно пробуждается к началу новой жизни. Эта картина открыла собой важную тему, над которой художник впоследствии будет работать всю жизнь – это тема противостояния двух великих миров – языческого и христианского.

Картина «Христос и грешница» Семирадского имела шумный успех на выставках в Санкт-Петербурге, Вене и была куплена цесаревичем Александром (будущим Александром III).За неё Семирадский удостоился титула академика Императорской Академии Художеств. Но со стороны коллег и деятелей искусства на художника обрушилась ожесточенная критика: обвинение в исторической бутафории, отсутствии психологизма, заботе о внешней красоте в ущерб драматическому смыслу. И.Е. Репин писал Третьякову в апреле 1873 года: «Картитна Семирадского очень блестящая картина, эффектно и красиво исполненная, но легковесная, альбомная вещь, хотя громадная по размеру».

Отношение автора к вере.

В семье Семирадских неотъемлимыми элементами воспитания детей были польский язык, польская литература, католическая религия. При этом, учась в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик К.П. Брюллова Д.И. Безперчий, Генрих Семирадский ощущал свою органическую связь с русской культурой. Его отношение к искусству было пропитано религиозностью. И.Е.Репин вспоминал, как Семирадский«… отстаивал значение красоты в искусствах, говоря, что повседневная пошлость и в жизни надоела. Безобразие форм, представляющее только сплошные аномалии природы, эти уродства просто невыносимы для развитого эстетического глаза. И что будет, ежели художники станут заваливать нас картинами житейского ничтожества и безобразия! Ведь это так легко! Валяй с плеча, что видит глаз, только бы позабористей да почудней. Итальянское искусство тем и гениально, что оно культивировалось в высшей религиозной сфере. Оно не останавливалось на грязи человечества и не погрязло в животной жизни, как голландцы, оно воспарило над всем материализмом и вело людей к высшим идеям в изящнейших формах своих созданий..». По воспоминаниям современников, Генрих Семирадский был замкнутым, застенчивым, робким, неуверенным в себе, но тем не менее, он обладал крепким внутренним стержнем и таким сильным характером, что смог добиться больших успехов на поприще искусства и заслужить признание как в России, так и за рубежом. В разговорах он редко касался тем, напрямую затрагивающих религиозные вопросы, поэтому что-то определённое о его личном отношении к Богу сказать сложно. Несомненным остается тот факт, что религиозные вопросы были для него не на последнем месте, которые он понимал, скорее всего, в границах католической веры, к которой официально принадлежал.

Биография.

Родился в Генрих Ипполитович Семирадский 24 октября 1843 года в селе Новобелгород (ныне Печенеги) около Харькова в семье польского полкового врача – офицера царской армии

После окончания харьковской гимназии поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, который окончил в 1864 году.

В 1870 году, обучаясь в Академии Художеств за картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» получил золотую медаль и право на шестилетнюю стажировку за границей. Работал в стиле академизма.

До 1871 года обучался в Мюнхене, в 1873 году переехал в Рим. В том же году удостоился звания академика Академии Художеств.

В основном работал за рубежом. В России его наиболее значимые работы – участие в росписи хоров придела северного крыла храма Христа Спасителя в Москве.

Самые известные картины Генриха Семирадского: «Доверие Александра Македонского к своему врачу Филиппу во время тяжелой болезни» (1870), «Христос и грешница» (1873), «Римская оргия блестящих времен цезаризма» (1872), «Светочи христианства» (1876), «Танец среди мечей» (1887), «Сожжение трупа вождя руссов в Булгаре» (1883), «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году» (1884), «Христос у Марфы и Марии» (1886), «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889)

За картину «Светочи христианства» в 1878 году Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона. Умер 23 августа 1902 года в своем имении Стршалкове близ Радомска, похоронен в Кракове в пантеоне на Скалке.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.

Оставить комментарий