Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Из евангельского эпизода «Христос и блудница» Макс Бекман запечатлел момент, когда Сын Божий предлагает всякому, кто никогда не грешил, первым побить грешницу камнями: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень». (Ин.8:7).
Пространство картины переполнено безобразными кричащими людьми. Крупные фигуры занимают всё полотно, погружая зрителя в тесное пространство суеты и криков. Слева персонаж в коротких штанишках сдерживает напор толпы. За ограждением — несколько лиц бесцельно глазеющих мужчин и тех, кто хватается за копья. Фарисей-обвинитель, самый уродливый персонаж картины, в чёрном трико, красном колпаке, с физиономией ханжи и лицемера, пальцем указывает на женщину. В центре — фигуры Христа и грешницы — только их зритель может видеть полностью. Спаситель в белом хитоне спокойным жестом руки останавливает того, кто схватился за оружие, другой рукой помогает женщине стать с колен. Она, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, в надежде молится у ног Спасителя.
Образ Христа не каноничен, но исполнен смиренного величия. Единственное Лицо среди искажённых глупостью и злобой уродливых личин.
В Евангелии от Иоанна у обвинителей грешницы просыпается совесть, и они, устыдившись, один за другим уходят, оставляя Христа и грешницу одних. Картина Бекмана, напротив, не даёт зрителю надежды на пробуждение стыда у людей безобразного мира. Они потеряли человеческий облик настолько, что лицо блудницы, в сравнении с ними, кажется красивым.
История создания
Картина создана художником в 1917 году. Максу Бекману 33 года — это возраст Христа. За спиной художника ранняя смерть родителей, брак и рождение первенца, добровольная мобилизация, фронт первой мировой войны и нервный срыв. Он пытается нащупать почву в зыбком и опасном болоте жизни с помощью философии и теософии, и обращается к жанру средневекового триптиха, пробуя соединить вечное и современное, духовное и материальное. Бекман иллюстрирует Новый Завет, «Фауста» Гёте, «Записки из Мёртвого дома» Ф.М.Достоевского.
Среди этих исканий художник создаёт, одну за другой, две картины по Евангелию — «Снятие с креста» и «Христос и блудница». Когда Макса Бекмана напрямую спрашивали, что же обозначают его картины, он отвечал: «Художник рисует, а не болтает». Картины гения экспрессионизма правдиво отражают его взгляд на мир, полный злобы и уродства. Бекман — страстный проповедник красоты и человечности — изображает их отсутствие в мире, погружённом во зло.
Отношение автора к вере
«Всю мою жизнь я старался искать своё я. И от этого не отступлюсь, и не будет никакого нытья о пощаде и жалости, и пусть я во веки веков поджариваюсь на огне. И у меня есть права». Эти слова Макса Бекмана более точно характеризуют девиз, под которым прошла жизнь гениального экспрессиониста. По силе чувства они напоминают речь библейского страдальца Иова: «Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей» (Иов.10:1). Духовные поиски смысла, жажда справедливости, правды и милосердия, истины и красоты — не новость в истории человечества. Но некоторые принимают мучительный путь исканий — как крест из рук Божьих. «Запертые, как дети, в тёмной комнате, мы сидим и ждём, пока нам откроют двери и поведут на казнь, на смерть», — пишет художник в своём дневнике. В 1917 году мастер обращается к евангельским сюжетам в попытке решить «проклятые вопросы» при посредстве христианских истин. Макс Бекман, внешне не являясь христианином, сердцем художника сумел отыскать своего героя — и этим героем стал евангельский Христос.
Жестокость XX века не ладилась в сознании художника с результатами двухтысячелетней истории христианской цивилизации. И Бекман, не найдя истины вовне, обратил взор внутрь себя. «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов.9:33) — взывал праведный Иов и был услышан Всевышним. Для Бекмана таким посредником стало его искусство. В одном из интервью он так говорил о цели своего творчества: «Современное сделать вечным, а вечное современным». Он искал форму, в которой мог бы связать воедино современность и вечность, духовное и материальное.
Биография
12 февраля 1884 года в Лейпциге родился будущий немецкий художник, один из крупнейших мастеров межвоенного периода XX века и выдающийся портретист, Макс Карл Фридрих Бекман. Его отец был мельником и умер, когда Макс был ещё ребенком.
С 1900 года Бекман учился в Веймарской Великокняжеской школе искусств, учреждении современном и либеральном, практикующем импрессионизм и работу на пленэре. Там он написал один из своих первых автопортретов в экспрессивной манере.
С 1901 года Бекман обучался в классе норвежского художника-портретиста Карла Смита, которого он считал своим единственным учителем. Уже в тот период проявились характерные формы, присущие Бекману, склонность к ироничному изображению и гротеску. В 1906 году умерла мать Бекмана. Пережив это скорбное событие, художник написал очень мрачную и экспрессивную картину «Большая сцена смерти».
После женитьбы на Минне Тубе, подруге по колледжу, певице и художнице, он отправляется с супругой в Париж, а затем во Флоренцию в качестве стипендиата Виллы Романа. Осенью 1908 года в семье появляется сын Питер. В следующем году состоялась первая персональная выставка Бекмана за границей.
В 1914 году Бекман, подобно многим другим немецким художникам, добровольно уходит на фронт солдатом санитарной службы и служит в Восточной Пруссии, Фландрии и Страсбурге. Бекман делал зарисовки моргов, полевых лазаретов. В его глазах теперь читался тот самый крик, который он изобразил ещё в 1901 году — крик сознания, погружённого в кошмар действительности. Чувства человека, пережившего войну, художник передал на картине «Автопортрет в форме санитара», написанной им в 1915 году. Прослужив один год на фронте, он стал психически не пригоден для войны, и его демобилизовали.
От последствий войны тонкая ранимая натура художника так никогда и не излечилось. Он не изображает войну на своих картинах, — война незримо стоит за холстом, отбрасывая на него тень мук и тоски.
В 1920-е годы Бекман занялся более личностным, драматичным, символическим искусством. Это время популярности и признания художника: его картины покупает Национальная галерея Берлина, его награждают золотой медалью города Дюссельдорф, предлагают место профессора в Академии изобразительного искусства Франкфурта. В это время распадается его первый брак, и в 1925 году он женится на двадцатилетней красавице Матильде фон Каульбах.
Приход к власти национал-социалистов круто меняет судьбу художника. В 1933 году Бекман был отстранен от преподавания, более 500 его картин были изъяты из музеев Германии, а творчество живописца причислили к дегенеративному искусству. Мастер с женой в 1937 году переехали в Амстердам, но нацисты и там не оставляли его в покое. В 1944 году Бекман едва избежал мобилизации, что отразилось на здоровье: он перенёс инфаркт. Лишь в 1947 году художник с супругой сумели перебраться за океан — в США.
В эмиграции, в дополнение к аллегорическим картинам, Макс Бекман создал несколько акварелей, среди которых Plaza (вестибюль отеля) и «Ночь в городе» (1950 год). Формы его фигур стали ещё смелее, а цвета ещё более пронзительными.
Последние три года своей биографии Макс Бекман прожил в Нью-Йорке. Там он преподавал в Бруклинской музейной школе. Несмотря на краткое пребывание в США, талант и мастерство художника оказали глубокое воздействие на американское искусство. Последние недели перед смертью Бекман работал над триптихом «Аргонавты».
Ранним утром 27 декабря 1950 года, на 69-ой улице в Нью-Йорке мусорщик увидел тело лежащего навзничь мужчины. Мужчина был мёртв, он умер от сердечного приступа. Война, длившаяся для Бекмана почти всю сознательную жизнь, была закончена.
Автор текста: Северинова Ольга