Брак в Кане Галилейской - Босх Иероним

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Брак в Кане Галилейской
Брак в Кане Галилейской
Автор: Босх Иероним
Местонахождение: Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Голландия
Произведение: Брак в Кане Галилейской
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1560 - 1580 гг.

Описание произведения.

В основе сюжета картины Иеронима Босха «Брак в Кане Галилейской» лежит библейский эпизод, описанный в евангелии от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них»… Иисус говорит им: «Наполните сосуды водою». И наполнили их до верха. И говорит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». (Ин.2:1-11).

В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом — превращение воды в вино — Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок — все эти фигуры неожиданны и необычны для изображаемого сюжета, и являются теми подробностями, которые убеждают зрителя в достоверности происходящего.Слуга в правом нижнем углу наполняет жидкостью последний из шести кувшинов. Христос, в окружении двух донаторов в одеждах XV века, и Дева Мария почти не выделяются в ряду гостей брачного пира. Однако, приглядевшись, можно заметить, что Спаситель сидит на почетном месте под балдахином с гобеленом. Невеста, сидящая по правую руку от Марии, подобно ей, смиренно опустила глаза - зрителю даётся понять, что брак есть таинство, благословленное Богом.

История создания.

Картина «Брак в Кане» относится к концу раннего периода творчества нидерландского художника: работа почти лишена фантасмагоричности, которая станет отличительной чертой зрелого Босха. Выбор темы брачного пира исследователи соотносят с женитьбой художника на Алерт Гойартс фон дер Меервене в 1481-м году – это редчайший случай, когда произведение Босха удалось сопоставить с его биографией. Картина не слишком хорошо сохранилась: верхние углы доски срезаны, а головы персонажей имеют явные следы постороннего вмешательства.

На полотне отражено размышление художника о таинстве брака, которое воспринималось христианами как момент принятия благодати. Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской, Христос благословил, освятил брак и совершил на нём чудо превращения воды в вино. Сложная структура «Брака в Кане» изобилует не совсем понятными современному человеку деталями. Оживающие скульптуры на капителях колонн, одни исследователи считают демонами, другие видят в них обычное изображение Амура. Человек у буфета (в котором ранее видели некий алтарь) с палочкой в руках казался магом или алхимиком, творящим свои чудеса в противовес истинным чудесам Христа. Всевозможные яства в сосудах причудливой формы и фигуры собак на переднем плане - символ супружеской верности. Все это сливается в единый образ, где стремление к земным наслаждениям уживается с надеждой на спасение души.

Любопытно, что библейскую сцену художник переносит в пространство нидерландской таверны, о чем свидетельствует характерный интерьер помещения, где проходит торжество. Двое служителей несут на блюдах праздничные угощения – голову кабана и лебедя. Как известно из архивных документов города Хертогенбос, сам Иероним Босх принадлежал к религиозному Братству Лебедя, собрания которого ознаменовывались вкушением жареной птицы, так что в этой детали просматривается еще один биографический намёк.

Бракосочетание в Кане Галилейской воплощало средневековый идеал целомудрия, в глазах Господа имеющего несравненно большую ценность, нежели плотский союз.

Отношение автора к вере.

Иероним Босх - достойный продолжатель традиции своей творческой и глубоко религиозной семьи. Отец – Антонис ван Акен, и дед – Ян ван Акен, были профессиональными художниками, весьма прославившимися в Северном Брабанте росписью картин для монастырей и храмов. Отец художника состоял художественным советником при братстве Нотр-Дам – религиозно-благотворительного общества, объединявшего местную элиту. Общество практиковало поклонение Богородице и, разумеется, художники занимались тем, что писали алтарные картины, славящие деву Марию, и оформляли капеллы, посвящённые ей.

Примерно в 1486 - 1487 годах художник, как когда-то его дед и отец, становится членом всё того же братства Нотр-Дам. На заказ общества Босх расписывает ставни капеллы собора, витражи и канделябры. За всё это он получал чисто символические суммы, которые едва покрывали расходы на необходимые материалы, что явно свидетельствует о благотворительном характере его работ.

Будучи глубоко верующим человеком, Иероним Босх использовал свой талант во имя высокой цели - спасения человеческой души в мрачную эпоху средневековья. Произведения художника наполнены огромным количеством таинственных символов и образов, которые нередко ужасают зрителя. Очевидно, великий дар Босха воплотился в гениальной способности приподнимать завесу реальности и открывать человеку то, что стоит за чертой видимого мира. Живописец верил, что такая встреча, лицом к лицу с неведомым и пугающим, поможет человечеству встать на путь покаяния.



Биография.

Иероним Босх родился около 1450 года в Хертогенбосе, в семье живописцев. Главными учителями Босха считаются его отец и голландский художник Д.Боутс. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы», встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии, Филипп Красивый. Приблизительно в то же время, Босхом были выполнены эскизы для витража-капеллы.

Сразу после своей женитьбы, Босх проживал в пригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь он получил приданое за женой — большой участок земли с домом. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха.

Свои работы Босх не датировал и не подписывал. Только по церковным приходным книгам и договорным грамотам, исследователям удалось довольно точно датировать основные работы мастера. Обычной для Босха являлась такая техника работы, как «алла прима» — художник пишет картину сразу, не делая предварительных эскизов и зарисовок.

Главными шедеврами Босха, благодаря которым он заслужил уже посмертную славу, стали большие алтарные триптихи — «Воз сена» и «Сад земных наслаждений». Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это и «Иоанн Креститель», и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын».

Помимо живописи, Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах. Иероним Босх умер в родном городе Хертогенбосе, 9 августа 1516 года.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий