Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Икона является древнейших списком прославленного чудотворного образа Богоматери Владимирской, присланного на Русь из Византии в начале ХII века и с 1155 года находившемуся во Владимире (ныне в храме Святителя Николая в Толмачах). Инициатива обращения к древней святыни Владимиро - Суздальской Руси принадлежала великому князю Московскому Василию Дмитриевич и митрополит Киприану. Во время нашествия монголо - татар святыню перевезли в Москву, где ориентировочно в 1410 году с чудотворной иконы было сделано два списка в размер оригинала. Один из этих списков предназначался для владимирского Успенского собора. Владимирский список большинство историков относят к периоду росписи Успенского собора во Владимире Даниилом и Андреем Рублевым в 1408 году. И. Э. Грабарь и В. Н. Лазарев связали икону с творчеством Андрея Рублева, с чем согласны и последующие исследователи данного произведения.
На иконе мы видим изображение Богородицы с прильнувшим к её щеке Младенцем Христом. Сам Младенец Христос расположен сидящим на левой руке Богоматери. Левой рукой он обнимает мать за шею, а правая рука лежит у неё на груди. Правая рука Богоматери приподнята, кончики пальцев касаются рукава одежды Младенца. Цветовое решение иконы отличается сдержанностью, мягким гармонизированным соотношением красно - коричневого мофория Богородицы и охристых одежд Младенца Христа с синим поясом клавом, сплошь покрыты золотым ассистом. Чепец Богоматери синий, с белильными высветлениями. Лики написаны сплавленными мазками золотистой красноватой охры с малоконтрастными оливковыми санкирными тенями. Волосы на голове Младенца выполнены малоконтрастной коричневой краской без чёткой проработки завитков и прядей. Желто - охристый фон, как и вся живопись иконы имеют следы жёсткого кракелюра, придающего впечатление "размытости" изображению.
Главная особенность владимирского списка, отличающего его от древнего оригинала, заключается в ином построении композиции: левая рука Богоматери низко опущена, благодаря чему обе её руки оказываются почти на одном уровне, увеличены размеры голов, а общему силуэту придана форма пирамиды. Несоответствие композиций чудотворного оригинала и владимирского списка большинство исследователей объясняли творческим решением мастера. Эта композиция идеально выражает духовное содержание образов, характерное для эпохи Андрея Рублева.
История образа.
Образ Богородицы в христианском искусстве является центральным вероучительным по ряду причин. Во-первых, он есть живое свидетельство Боговоплощения. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк.1:26-38) Во-вторых, он свидетельствует о наступлении времени рождения Спасителя, предсказанного ещё древними пророками. «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис.7:10–16). И третье, очень важное для нас - Богородица, первая из рода человеческого осуществившая цель воплощения - обожение человека. Её исключительное достоинство Матери Божией, Её личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости, объясняют исключительное её почитание. Она вместе со Христом правит судьбами мира. Поэтому и иконы Богородицы занимают у нас особенно значительное место наряду с иконами Спасителя.
Первые иконы Божией матери в церковном Предании приписывают святому Евангелисту апостолу Луке, который написал их после Пятидесятницы. Одна из них принадлежала к типу "Умиление" куда и относится рассматриваем нами образ. Здесь изображается взаимное ласкание Богоматери и младенца, подчёркивается естественное чувство материнской любви и нежность. На богослужение в честь иконы Богородицы Владимирская, на вечернее в стихире литийной шестого гласа говорится следующее: " Первее написавшийся Твоей иконе евангильских тайн благовестником, и к тебе Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующих Тя, и порадовался еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас быше, якоже и Бога внегда зачинаеще во чреве, песнь во пела еси: сё от ныне ублажат Мя все роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси... " Этот богослужебные текст подчёркивает, что образ действительно был написан евангилистом Лукой и что сама Божия матерь его благословила.
До нас не дошло икон, написанных рукой самого апостола, и мы можем говорить только о списках, воспроизводящих первоначальный образ, ставший каноническим, поскольку самое древнейшие изображение Умиления относится ко второй половине X века (образ в храме Токале Килиссе).
Биография.
Преподобный Андрей Рублев в трудные времена нападения врагов и разорения искал свой путь служения Богу и Отечеству, выразившийся в становлении его как монаха и иконописца. Андрей Рублев был учеником великого подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского, который в своей сокровенной монашеской жизни был молитвенником и собеседником Святой Троицы. Троицкий монастырь был центром монашеской жизни, и инок Андрей неоднократно бывал в монастыре и общался с преподобным Сергием, который раскрывал ему тайны богообщения.
Хотя имя Андрея Рублева известно по всему миру сведений о его жизни очень мало. Два прижизненных сообщения в летописях говорят о его высоком статусе и известности, как иконописца. Согласно, сообщениям Троицкой летописи в 1405 г. Феофан Грек, Прохор с Городца, да чернец Андрей Рублев расписали великокняжеский Благовещенский собор Московского Кремля. Через три года в 1408 г. по указу великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) иноки Андрей Рублев и Даниил (впоследствии получивший прозвище Черный) расписали новыми фресками и возвели новый иконостас в главном храме северо-восточной Руси Успенском соборе города Владимира, построенном при великом князе Андрее Боголюбском в середине 12 века.
Андрей Рублев принимал участие в росписях и написании икон в крупных политических и духовных центрах первой трети 15 века. К ним относятся росписи Успенского собора на Городке во владениях князя Юрия Дмитриевича Звенигородского (сына Димтрия Донского), росписи и создание иконостаса в Троице-Сергиевом монастыре в 1425-1427 годах и в Спасо-Андроникове монастыре в 1428 г. Наиболее известное произведение прп. Андрея Рублева образ Святой Троицы вызывает споры в среде ученых, в том числе, относительно датировки этого произведения. В настоящее время принята широкая датировка 1409-1425 гг, приходящаяся на период творческого расцвета знаменитого иконописца.
После росписи Спасского собора Андроникова монастыря прп. Андрей скончался в «возрасте мастите» (около 70 лет) и был погребен в Спасо-Андроникове монастыре. В год 1000-летия крещения Руси Поместным собор Русской Православной Церкви определил внести имя Андрея Рублева в список русских святых на основании «подвига иконописания». Этот исключительный тип подвига, прославляемого святого, связывает его прославление с написанием иконы Святой Троицы, которая явилась для мира откровением и провозвестием спасительной любви Бога к человеку.
Автор текста: Пётр Цветков.