Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Чтобы ободрить своих последователей и укрепить их в вере, Иисус Христос рассказал им притчу о блудном сыне, которую приводит в своем Евангелии апостол Лука. "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода, встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк. 15:11-24).
Под отцом в притче подразумевается Бог, а под блудным сыном любой согрешивший человек, приносящий покаяние. Рассказ показывает, что Господь Сам выходит на встречу искреннее кающемуся и возвращает ему Свои милости и дары.
Сюжет притчи стал очень популярным в религиозной живописи в эпоху Ренессанса. Для иллюстрации этого евангельского текста, Пальма Младший выбрал серый цвет основным тоном картины, чтобы яркость деталей не отвлекала зрителей от сюжета и основных персонажей. С это же целью главные действующие лица одеты в одежду красного цвета. Блудный сын показан стоящим на коленях, его руки крестообразно сложены на груди. Тело юноши прикрыто лохмотьями, оставшимися от некогда красивой и дорогой одежды. Выражение его лица передает страдание и сердечное раскаяние.
Напротив вернувшегося сына стоит отец. Художник показал его как седовласого и длиннобородого старца. Низко наклонившись к вернувшемуся сыну, он прикасается к нему двумя руками, одновременно утешая и поднимая с колен. Положение тела отца говорит о поспешности с которой он вышел навстречу сыну. Рядом находится слуга с одеждой, приготовленной для блудного сына. Остальные персонажи, присутствующие в картине, призваны передать эмоции, которые вызывает столь неожиданное событие.
На втором плане показаны мужчины, закалывающие тельца для пира. Еще дальше, в крытой колоннаде изображен накрытый стол, вокруг которого суетятся слуги, подготавливая все необходимое для праздничного застолья.
История создания
Картина "Возвращение блудного сына" написана Якопо Пальма Младшим в период 1595-1600 годов. Полотно демонстрирует влияние Тициана на живопись Пальмы Младшего. Как и его наставник, Якопо отдает предпочтение монументальной композиции и образам, проникнутым жизненными силами. Диагональное построение придает динамику повествованию, так же как наличие контрастных световых пятен.
Отношение автора к вере
Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись: "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.
Биография
Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто, написав три сцены в большом зале совета.
Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
Автор текста: Северинова Ольга.