Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Каменную статую Воскресшего Христа знаменитый итальянский скульптор эпохи Возрождения Алессандро Витториа создал для украшения фасада венецианской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в 1581 году.
О грядущем Воскресении Спасителя говорили ещё ветхозаветные Пророки: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости... воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» (Пс.67). «…Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53). Сцена Воскресения Христова описана и у всех четырёх Евангелистов.
Воскресший Спаситель представлен в полный рост, на обнаженном торсе видна рана от удара копьём, на руках и ногах – стигматы. Исхудавшую в страданиях фигуру Христа прикрывает накидка, переброшенная через левое плечо. Правой рукой Иисус указывает на Небеса, в левой держит древко Своего Знамени. Светлый лик Сына Божьего спокоен, чуть печален и воодушевлён. Он выполнил свою земную Миссию, обретя отныне жизнь Вечную.
Произведения Витториа отличаются изяществом и точным продуманным исполнением. Внутренняя экспрессия образов передаётся мастером через мимику и жесты. В его Библейских героях гармонично сочетаются и человеческая природа, и Высший смысл.
История создания
Статую Воскресшего Христа из белого истрийского камня для украшения Центрального портала знаменитой венецианской церкви Святой Марии в Славе Алессандро Витториа создал в 1581 году. На фронтоне, украшенном кирпичным фризом, рядом с Воскресшим Христом Витториа, есть также каменные статуи Девы Марии и Святого Франциска работы Бартоломео Бона (XV век), а в люнете портала – фреска Гаэтано Зампини «Вознесение Богоматери».
В этой же церкви мастер, двумя десятилетиями ранее, украсил алтарь Святого Иосифа Купертинского мраморными статуями Святых Иеронима, Петра и Андрея. Скульптура Святого Иеронима работы Витториа считается одним из шедевров эпохи итальянского Возрождения.
Отношение автора к вере
Алессандро Витториа, наряду с работой над произведениями светского характера, значительную часть своего творчества посвятил библейской тематике. Об отношении мастера к вопросам веры всегда можно судить по его скульптурам – Витториа украсил своей пластикой большое количество венецианских церквей, в том числе: Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Сан-Сальваторе, Сан-Франческо делла Винья, Санта-Мария-деи-Мираколи и других.
Изящные, прекрасно исполненные произведения мастера из терракоты, бронзы и мрамора, изображающие библейских героев, динамичны, правдивы, насыщены эмоционально и духовно. Их образы, в исполнении Витториа, наделены и живыми человеческими чертами, и Божественной одухотворённостью.
Биография
Алессандро Витториа ди Виджилио делла Вольпа, выдающийся итальянский скульптор-декоратор венецианской школы, родился в Тренто в 1525 году. В 18 лет юноша переехал в Венецию, где учился рисованию и лепке в мастерской знаменитого архитектора и скульптора Якопо Сансовино. Впоследствии Витториа и Сансовино трудились вместе над большими скульптурными заказами до самой смерти Якопо, после которой Алессандро сам заканчивал многие его работы.
Алессандро Витториа мастерски владел приёмами резьбы и лепки, работал в терракоте, бронзе и мраморе. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором Палаццо Тревизан (1557–1558, Венеция, Мурано). В это же время Витториа создаёт и великолепное убранство Золотой лестницы Дворца дожей, сооруженной Якопо Сансовино – стуковые рельефы с изображениями языческих богов, античных героев, философов и аллегорий, и лестницы Либерии в библиотеке Сан-Марко.
Витториа работал с венецианскими архитекторами Санмикели и Палладио, живописцами Тицианом, Тинторетто и Веронезе. С Андреа Палладио он сотрудничал в оформлении Виллы Арнальди и Виллы Тьене (1547) близ Виченцы. С Паоло Веронезе трудился над оформлением Виллы Барбаро в Мазере (постройки Палладио) в качестве скульптора и декоратора интерьера (1560–1562).
Алессандро Витториа много работал и в области монументальной скульптуры. Наиболее известные произведения мастера: кариатиды портика библиотеки Сан-Марко, рельеф «Оплакивание Христа», статуи Святых Рокко, Антония и Себастьяна (, рельеф «Успение Девы Марии» и статуи святых Иеронима, Иоанна Крестителя, Петра, Андрея и Леонарда.
С 1563 года Витториа был членом общины Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко в Венеции, а с 1577 года – членом флорентийской Академии рисунка, основанной Джорджо Вазари.
Мастер умер в Венеции 27 мая 1608 года. На его надгробии в церкви Сан-Заккариа находится бюст, созданный самим Витториа в 1602–1605 годах.
Автор текста: Марина Румянцева.