Воскресение Христово - Чекко дель Караваджо (Франческо Буонери)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воскресение Христово
Воскресение Христово
Автор: Чекко дель Караваджо (Франческо Буонери)
Местонахождение: Институт искусств Чикаго
Произведение: Воскресение Христово
Жанр: Художественное
Год создания: 1619 — 1620 гг.
Эпоха/течение: Барокко, караваджизм, ломбардская школа

Описание произведения

 

На картине изображен момент Воскресения Иисуса Христа, наиболее подробно изложенный в Евангелиях от Матфея и Иоанна. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28:2-7).

Произведение искусства представляет собой крупномасштабную картину, которая изображает Воскресение в сложной спиралевидной композиции из замысловатых поз персонажей на темном фоне. Христос парит над людьми, опираясь коленом на облако, держа знамя в левой руке, в то время как крылатый ангел в белых одеждах, поднявший надгробие, изображен ниже, в профиль. Он победоносно повернул голову к зрителю и указывает перстом на свет, источник которого находится как бы за пределами полотна. Один из солдат, которому было поручено охранять гробницу, все еще спит (изображен со спины на первом плане), другие мечутся в ужасе и панике.

Вся композиция несколько сюрреалистична и кажется постановочной, но одновременно с этим здесь нет ничего лишнего. Использование художником сильных и ясных цветов в сочетании со смягченными приглушенными тонами создает общий баланс между вариациями тени и света, характерными для барокко.

Караваджо использует глубокие тени и сильное освещение, чтобы ярко изобразить напряженную драму, связанную с Воскресением Христа. Представление очень сложное, поскольку все тела скручены и изображены на тёмном фоне. Общий баланс был достигнут при помощи смешивания ярких цветов с мягкими, приглушенными оттенками.

В «Воскресении» художник выдвинул на первый план смелый контраст света и тьмы, а также, по традиции караваджистов, реалистическую трактовку священных фигур.

 

История создания

 

«Воскресение» ̶ единственная документально подтвержденная картина Франческо Буонери и одна из самых известных его работ. Она была заказана в 1619 году тосканским послом в Риме Пьеро Гвиччардини для одного из алтарей часовни его семьи в Санта-Феличита во Флоренции. Впоследствии картина была отвергнута заказчиком, так и не прибыв во Флоренцию (ее заменила посредственная картина Антонио Темпесты).

Позже она была для коллекции приобретена кардиналом Франческо Барберини, который был ценителем и покровителем искусств. Картину современники оценивали как «мощное и эстетически приятное произведение искусства».

 

Отношение автора к вере

 

О художнике сохранилось мало сведений, которые позволили бы сделать выводы об его отношении к вере и Богу, но известны его работы, написанные на религиозную тематику.

 

Биография

 

Франческо Буонери (Чекко дель Караваджо) - один из важнейших последователей Караваджо. Родился в 1588 - 1590 годах, вероятно, в Альцано, Ломбардия. в Первые десятилетия 17 века работал в Риме. Вполне возможно, что он также был моделью Караваджо для его различных работ, помогал художнику в последние годы его жизни в Риме, о чем свидетельствует его современное прозвище Чекко.

В своем Путеводителе по современным художникам, написанном для коллег-коллекционеров примерно в 1620 году (Considerazioni sulla Pittura) Джулио Манчини упоминает «Франческо детто Чекко дель Караваджо» как одного из наиболее примечательных последователей великого мастера. Чекко значился среди французских художников, работающих с Агостино Тасси на Багная в 1613 - 1615 годах.

В прошлом искусствоведы предполагали, что он мог быть фламандским, французским или испанским караваджистом, но в последнее время некоторые стали отождествлять художника с Франческо Бонери (или Буонери).

Ни одна из работ Чекко не подписана и не датирована, поэтому его творчество трудно идентифицировать. В своем творчестве художник очень индивидуально и оригинально откликнулся на натурализм Караваджо. Его активный период, вероятно, длился с 1610 до середины 1620-х годов. Он связан с рядом жанровых произведений, портретов и религиозных произведений, показывающих явное влияние Караваджо. Он интересовался изображением низменных тем, но также писал на религиозную тематику. Среди его важных религиозных работ - «Воскресение» (Институт искусств Чикаго) и «Христос, изгоняющий торгующих из храма» Берлинская картинная галерея). Ключевое влияние на Чекко оказал Караваджо, но другие караваджисты, такие как Бартоломео Манфреди,  тоже сыграли свою роль. Его стиль демонстрирует общие черты с работами других караваджистов в  изображении больших тяжелых фигур, сложных позах и драпировках, сильных контрастах между светлым и темным.

 

Автор текста: Левченко Алена Михайловна.

 

Оставить комментарий