Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Одна из последних работ Рембрандта – картина «Симеон во Храме» (1669 г.). Она изображает один из знаковых моментов евангельской истории – Сретение, встречу праведного Симеона (и в его лице – всего человечества) со Спасителем (Лк. 2:22-35). Как повествует апостол, Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Рембрандт изображает глубоко торжественный момент, сосредотачиваясь на изображении прославляющего Господа Симеона Богоприимца, который принял на руки Сына Девы и узнал своего Спасителя (Лк. 2:27-32).
Картина выполнена в тёмно-коричневых тонах, характерных для позднего творчества мастера. Хрупкая фигура старца, бережно держащего на руках Младенца Христа, выполнена более светлыми мазками, она выделяется на тёмном фоне, как бы проступает из тени. Художник рисует сцену очень сдержанно – нет ярких цветовых пятен или резких контрастов.
Глаза праведного Симеона полуприкрыты – он с трепетом благодарит Господа за встречу с Воплощенной Надеждой, Спасителем человечества.
История создания
«Симеон во Храме» – не единственная картина художника на этот библейский сюжет. Существует также работа 1631 года – более монументальная – и несколько рисунков. Но «Симеон во Храме» – гораздо более «камерное» полотно. Рембрандт возвращается к изображению Сретения в конце жизни – возможно, иначе переживая этот момент в Евангелии, ожидая своей личной встречи с Господом.
В глубине картины можно увидеть женщину – некоторые исследователи считают, что это Богоматерь, некоторые – Анна Пророчица. Возможно, фигура была добавлена позже кем-то из учеников художника.
Картина осталась незаконченной – завершить работу помешала смерть великого мастера в 1669 году.
Отношение автора к вере
Несомненно, для Рембрандта главным вдохновителем его творчества был Господь. Около двух третей его произведений – картины на библейские сюжеты. Художник глубоко переживал события христианской истории, создавая такие шедевры религиозной живописи, как «Воскрешение Лазаря» (1630-1632), цикл, посвящённый Страстям Христовым (середина 1630-х), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Возвращение блудного сына» (1669) и многие другие.
Художник-творец подражает Богу-Творцу, и мудрость, проницательность, глубина Рембрандта-живописца берут начало именно в тонком и чутком восприятии им бытия Бога, которое он чувствовал с детства. Вера для него была не просто частью жизни – она была наполнением жизни.
Мастера часто сравнивают с «малыми голландцами», его современниками. Но он несравним с ними. Они стремились изобразить в своих аккуратных полотнах в какой-то мере идеализированную жизнь, и это стремление можно понять – после войны и революции, тягот, лишений, смерти они хотели мирной, безмятежной жизни. Рембрандт же был другим – он умел проникать своим творческим взглядом не только в глубину человеческой души, но и в глубину бытия. Наследие Рембрандта вневременно, потому что посвящено вечному – поиску места человека в мире, его взаимоотношениям с Богом и людьми.
Мать художника была верующей женщиной, воспитавшей в сыне это чувство Бога, которое он пронёс через всю жизнь как человека и как живописца. Рембрандт всю свою жизнь оставался честным и искренним христианином – и в счастливые моменты своей жизни, периоды творческого успеха, семейного счастья, материального благополучия, и во времена невзгод и испытаний. Их больше выпало на долю великого голландца – смерть любимой жены, смерть детей (особенно тяжким ударом стала для него кончина сына Титуса), нищета и забвение в конце жизни.
Творчество Рембрандта – проповедь на холсте, потрясающее свидетельство глубины и силы веры человека в Бога.
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в семье мельника, окончил латинскую школу, некоторое время учился в университете Лейдена. После Рембрандт начал учиться живописи – сначала в родном городе, а позже в Амстердаме, в мастерской Питера Ластмана, повлиявшего на молодого художника.
Довольно скоро Рембрандт возвратился в Лейден, годы с 1625 по 1631 принято называть «лейденским периодом» его творчества. В это время он писал много портретов и автопортретов, изучая мимику и совершенствуя свои навыки передачи человеческих эмоций. К этому же времени принадлежит и множество офортов.
В 1631 Рембрандт переехал в Амстердам – и это один из самых успешных периодов его жизни и творчества. Например, он создал «Урок анатомии доктора Николаса Тульпа» (1632), принесший ему признание в среде местных художников.
В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх. Саския была не только его нежно любимой женой, но и музой, и моделью – он часто изображал супругу в самых разных сюжетах и образах (например, «Флора» (1634)). Семейное счастье не было долгим – умерли трое детей супругов, а позже, в 1642 году, и сама Саския, оставив сына Титуса.
Впрочем, недолго длилось и время большого успеха и славы – назрел конфликт между индивидуальным и реалистическим творчеством художника и предпочтениями буржуазного общества, которым Рембрандт не хотел потакать. Уменьшилось количество учеников и заказов, трудности сопровождали мастера и в личной жизни.
Последние десятилетия жизни Рембрандта были омрачены горем и нищетой, но талант художника расцветал всё ярче – было создано множество портретов и пейзажей, картин на библейские темы. На закате жизни Рембрандт написал такие шедевры, как «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа» (1656), «Еврейская невеста» (1665) и Возвращение блудного сына» (1669).
Художник скончался в 1669 году – удивительный мастер, чьи произведения поражают глубиной понимания сути человеческой природы, силой творческого воплощения, широтой тем и сюжетов, художественной проницательностью.
Автор текста: Жосу Зоя Константиновна.