Притча о блудном сыне - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне
Автор: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Местонахождение: Иллюстрированная Библия
Произведение: Притча о блудном сыне
Жанр: Художественное
Год создания: 1852-1860 гг.
Эпоха/течение: Романтизм

Описание произведения

       
      Притча представляет собой короткий рассказ, содержащий в себе нравственное поучение в иносказательной форме. Ученики Христа, услышав из Его уст первую притчу, спросили: "для чего притчами говоришь им?" (Мф.13:10). Отвечая, Иисус ссылается на слова пророка Исайи: "Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Ис.6:1-10). Как физическая слепота и глухота, требуют специального подхода для обучения, так и  духовная слепота и глухота, порожденные грехом, нуждаются в определенном способе подачи материала. Иисус, не исключая прямых наставлений, часто прибегал в Своей проповеди к притчам, которые дают больше возможности для личного осмысления. Мысль, облеченная в поэтические и гибкие словесные формы, позволяет понимать и усваивать ее на различных уровнях, охватывая тем самым широкий круг слушателей.
         Не ограничивая свободу человека, притча достигает глубины человеческого сознания, превращая пассивных слушателей в активных соработников Бога. Изначально обращенные к иудейскому народу, притчи Иисуса актуальны и для каждого человека в последующие эпохи. Желая проникнуть в смысл притчи, слушатель соотносит ее с собственным жизненным опытом, как это сделал царь Давид, услышав притчу пророка Нафана об единственной овечке бедняка.
       В евангелии от Луки приводится притча, рассказанная Иисусом Христом своим ученикам, в которой под образом отца и сына дается понятие отношения Бога и грешного человека. "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;  он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода, встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк.12:11-24).
        На своей картине Юлиус Шнорр фон Карольсфельд сделал как можно больше параллелей между сюжетом притчи и ее богословским истолкованием. Действие художник пометил у порога дома, изображение которого настолько условны, что больше напоминают врата в Царство Небесное. Это ощущение усиливает изображенный вверху сонм ангелов, ликующих о кающемся грешнике. Облако, которое окружает духов, в традиции Ветхого Завета символизирует славу Божию.
       На переднем плане картины изображена встреча отца с вернувшимся сыном. Развевающиеся волосы и края одежды отца передают его желание быстрее обнять и утешить сына. При этом его облик схож с представленным в Иллюстрированной Библии образом Господа Саваофа. Блудный сын показан стоящим на коленях, он бос и почти наг. Все его имущество составляют дорожный посох, худая сума и небольшой сосуд для воды, закрепленный на поясе.
       В левой части картины изображен слуга, держащий в руках новую перемену одежды для вернувшегося сына. С удивлением и радостью он наблюдает за воссоединением семейства. В противоположность ему у правого края картины показан второй сын, он хмуро и неодобрительно смотрит на брата. Выражение лица и поза выдают в нем человека гордого и надменного. 

 

История создания



         В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, всей душой предался религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания  "Библии в картинах". Издание вышло в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и  принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве. 



Отношение автора к вере

 

         Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился в семье исповедующей протестантизм. Взросление и становление художника происходило также в среде протестантской Германии. Религиозные традиции и духовные ценности привитые с раннего детства живописец пронес через всю жизнь, не изменив своим убеждениям и даже усилив огонь веры. На протяжении творческого пути художник обращался к религиозным сюжетам. Его кисти принадлежит немало произведений, основанных на библейских событиях.
        В 23 года Юлиус переехал в Италию, где примкнули к обществу живописцев "Союз Святого Луки". Одной из целей союза была борьба с безнравственностью в живописи нового времени. Художники носили длинные одеяния, похожие на монашеские, вместе читали и обсуждали Библию, за что получили закрепившееся за ними в истории прозвище назарейцев. Назарейцы считали, что религия сохраняет душу чистой и даёт импульс для созидания возвышенного и нового. Убеждения диктовали художникам отказ от изучения анатомии по трупам и использование натурщиц. Не смотря на то, что члены союза придерживались католических воззрений, Карольсфельд остался привержен протестантизму. По замечанию искусствоведов, назарейцы заново открыли традиции христианского символизма, не столько изображая, сколько размышляя.
       В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд стал профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. В этот завершающий период жизни живописец всецело посвятил себя религиозному искусству. Одна из самых значительных работ художника – иллюстрация гравюрами Библии. "Библия в картинах", содержащая 240 гравюр, принесла Карольсфельду европейскую известность. Иллюстрации многократно воспроизводились в России в народных, учебных и детских изданиях, издавались отдельными альбомами и служили образцом для росписи русских православных храмов.

 

Биография

 

          Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился в Лейпциге 26 марта 1794 года. Его отец Иоганн Файт Шнорр фон Карольсфельд был художником и сам обучал Юлиуса живописи. В 1811 году юноша поступил в Венскую академию художеств, где проявилась ищущая и независимая сторона его творческой натуры. Во время учёбы Юлиуса увлекли произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Как результат появились картины: "Святой Рох, раздающий милостыню" (Лейпцигский музей) и "Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя" (Дрезденская галерея).
       В 1817 году художник отправился в Италию. Год он провел во Флоренции, а затем поселился в Риме, где он вошел в кружок "назареев". Официально кружок именовался "Союзом святого Луки", его членами были немецкие и австрийские художники романтического направления, стремящиеся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса.
       Первой значимой работой Карольсфельда в Риме стала роспись виллы маркиза Массими фресками, изображающими 23 сцены из "Неистового Роланда" Ариосто. Работа продолжалась в течении 1820—1826 годов и показала вдумчивость живописца, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. В тоже время художником было создано ряд замечательных пейзажных этюдов и несколько картин религиозной тематики: "Брак в Кане Галилейском", "Иаков и Рахиль", "Христос, благословляющий детей",  "Святое Семейство", "Три христианских и три языческих витязя", "Руфь на ниве Вооза" и др.
        В 1827 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был приглашен в Мюнхенскую Академию на должность профессора исторической живописи. С этого времени наступает второй период творчества художника, явивший его талант в полном блеске. По приглашению короля Людвига I Карольсфельд вместе с другими живописцами украсил пять парадных зал в нижнем этаже мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах. Обширная работа потребовала много времени и была закончена к 1867 году. В 1835 - 1842 годах там же в трех других залах Карольсфельд энкаустическим способом изобразил эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Работы, выполненные в мюнхенском дворце характеризуют художника как отличного рисовальщика, наделенного пониманием благородной красоты и поэтическим чувством.
         В 1848 году Шнорр фон Карольсфельд принял приглашение стать профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. С этого времени начинается третий период его жизни, художник всей душой предаётся религиозному искусству. Важнейшим трудом этого этапа стало осуществление задуманного еще в Риме издания  "Библии в картинах". Издание вышло в свет в Лейпциге в 1852 - 1860 годах и  принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков художника, гравированных на дереве. В Дрездене Карольсфельд составил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты "Песнь Нибелунгов" и изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла. К этому времени принадлежит создание картин: "Лютер на Вормском соборе", для мюнхенского Максимилианеума, "Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима" и некоторых других.
      С 1871 года Карольсфельд перестал принимать заказы и провел конец своей жизни на покое, в Дрездене. Художник скончался 24 мая 1872 года. 

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий