Несение креста (Христос, несущий крест) - Тициа́н Вече́ллио (Тициан)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Несение креста (Христос, несущий крест)
Несение креста (Христос, несущий крест)
Автор: Тициа́н Вече́ллио (Тициан)
Местонахождение: Национальный музей Прадо, Мадрид
Произведение: Несение креста (Христос, несущий крест)
Жанр: Художественное
Год создания: ок. 1565 г.
Эпоха/течение: Высокое Итальянское Возрождение

Описание произведения


«Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15:20-21) – именно этот евангельский эпизод изображён Тицианом на картине «Несение креста». Полотно, выполненное в темных, насыщенных красках, полно трагизма. Христос смотрит прямо на зрителя, согнувшись под тяжестью креста – орудия позорной казни в Римской империи, которое впоследствии станет залогом спасения грешного человечества.

Христос предстает перед нами не в образе спокойного и благостного властителя мира, а измученного человека, мужественно переносящего страдания.  Согнувшись под тяжестью огромного креста, Христос смотрит прямо на зрителя. Терновый венец впивается в Его кожу, крупные капли крови вместе со слезами текут по Его бледному  лицу, мощная диагональ креста задает поступательное движение. Образ Христа полон скорби – Богочеловек идёт на страшную крестную смерть. 

На картине минимум деталей. Для акцентирования внимания на образах героев Тициан использует контрастный темный фон – Христос и Симон Киринеянин, помогающий Ему нести крест, выступают из темноты. Измученное лицо Христа, его выразительные глаза максимально приближены к зрителю. Эмоциональное воздействие картины чрезвычайно сильно: глядя на картину  невольно задумываешься об искупительной жертве Христа, страдающего и за Симона Киринеянина, и за человека, смотрящего на картину, и за всё человечество. 

          Интересно, что Симона Тициан изобразил не в образе крестьянина, как его писали обычно, а в образе знатного человека, венецианца XVI века – об этом говорит  его богатая  одежда и перстень на мизинце. 

История создания


В ренессансном искусстве Христос, несущий Крест, изображался либо один, либо в окружении толпы – римских солдат, зевак, последователей. Довольно часто на этих картинах присутствует и Симон Киринеянин. Полотна же только с Иисусом и Симоном до Тициана не встречались, и считается, что именно он начал использовать такую композицию. Возможно, такая композиция была предложена художнику Филипом II Испанским, поскольку он был заказчиком первой версии этого сюжета картины «Христос на пути к Голгофе» (1560) Тициана, которая сейчас также находится  в музее Прадо в Мадриде. 

Исследователи сходятся в том, что прототипом Симона послужил Себастьяно Цуккато, учитель Тициана, известный художник-мозаичист. Вполне вероятно, что именно он был заказчиком этой картины. 

Существует также авторская копия этой картины 1576 года, которая хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже.  


Отношение автора к вере


        За свою долгую и плодотворную творческую жизнь Тициан написал много работ на библейские сюжеты: «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Увенчание терновым венцом» (около 1572-1576), «Несение креста» (1565), «Пьета» (1575-1576) и другие.

          В создании произведений на библейские темы Тициан одним из первых итальянских мастеров стал передавать сложность чувств и динамику состояний библейских персонажей. Его радикально новые решения для традиционных алтарных образов позволяли открывать смысл евангельских сцен через яркую художественную и эмоциональную выразительность:  «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Мадонна Пезаро» (519-1526) - обе картины для церкви Санта-Мария-Глориоза -деи-Фрари, Венеция.


Для искусства эпохи Возрождения было характерно обращение к классическим, античным образцам, и Тициан, этот великий титан Ренессанса, не исключение. В его картинах бросается в глаза телесность образов («Воскресение Христа» (ок. 1520), «Каин и Авель» (1544), «Святой Себастьян» (ок. 1570)), но эта телесность не является исключительно материалистической, земной. Тициан был глубоко верующим христианином,  в своих картинах ему удалось одухотворить красоту человека как создания Божьего.


Биография


Тициано Вечеллио (1488(90)-1576) – величайший итальянский художник венецианской школы. В 1590 году теоретик искусства Джованни Ломаццо назвал его «солнцем между малых звёзд – не только в Италии, но и во всём мире».  

      Тициан родился в небогатой семье инспектора шахт Грегорио Вечеллио в Пьеве ди Кадоре. Примерно в возрасте 10 лет мальчик с родителями перебрался в Венецию, где вместе с братом Франческо начал учиться и работать в мастерской Себастьяно Цуккато, отца венецианских мозаичистов Джентиле и Джованни Беллини. Затем он перешел в мастерскую к Джентиле Беллини, а позднее к великому Джованни Беллини.  Здесь Тициан встретился с восходящими звездами венецианской живописи Себастьяно дель Пьомбо и Джорджоне, творчество которого оказало значительное влияние на Тициана. В ранних работах юного художника видно влияние как Беллини, так и Джорджоне. Отправной точкой пути Тициана как большого живописца стала совместная с Джорджоне работа – фрески дворца Фондако деи Тедески в Венеции, от которых сохранились лишь фрагменты. 

       Первым самостоятельным заказом художника стали фрески, повествующие о чудесах святого Антония Падуанского (1510-1511). 

      После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан уезжает в Падую, однако вскоре возвращается в Венецию. После смерти Джованни Беллини, в 1517 году Тициан удостаивается звания первого художника Венецианской республики.

Постепенно Тициан вырабатывает собственный неповторимый стиль. Гений художника поистине универсален – он проявил себя в жанре портрета, религиозной, мифологической живописи. Картины раннего периода его творчества полны динамики, яркого колорита, он часто использует монументальные композиционные решения. Характерные работы этого периода – «Любовь земная и любовь небесная» (1514), «Динарий кесаря» (1516), «Вознесение Богоматери» (1516-1518); «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520).

       В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, которая умирает в 1530 году во время родов их четвертого ребенка  - дочери Лавинии. 

        В тридцатые годы Тициан становится популярным художником: о нем говорят, его работами восхищаются. Ему начинает оказывать покровительство Федерико Гонзаго, который представил Тициана императору Священной Римской империи Карлу V. В 1533 году Карл V   пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. 

         В 1540-х годах Тициан начинает активно путешествовать, работая по заказу Карла V. В 1546 году художник посетил Рим, чтобы написать портрет папы Павла III. Там он встречается с Микеланджело, который оказывает большое влияние на его творчество. В 1548 году по приглашению императора Карла V художник отправился в Германию.

        Конец 1530-х-1540-е годов - время расцвета портретного искусства Тициана. Мастерство и изящество колористических и композиционных решений позволило мастеру создавать удивительные по силе психологизма и эмоциональности полотна – Тициан умел передать сущность человеческой личности, физическую и нравственную красоту, связь человека с Богом и миром. 

       К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536—1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччо Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).

        Уже с середины 1540-х годов Тициан отказывается от использования ярких локальных цветов, звучных красок и яркого освещения к приглушенной общей тональности и колористическому хроматизму, начинает применять охристые грунты. После посещения Рима и Флоренции, знакомства с выдающимися памятниками этих регионов, в творчестве художника происходит синтез венецианского колорита с римско-флорентийским типом лепки формы светотенью.

       С начала 1550-х годов художник пишет открытым мазком с проступающей фактурой холста и тональностью грунта в сочетании с использованием ограниченной цветовой палитры и слабым освещением.  Художник начал наносить краску на холст при помощи рук и шпателя. Новые приемы живописи требовали рассмотрения произведения со значительного расстояния, они позволили Тициану создавать полотна, полные эмоционального напряжения и драматизма.

       В период с 1553 по 1562 год Тициан создает семь полотен для Филиппа II, в основе которых лежали сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

К поздним шедеврам мастера относятся: «Положение во гроб» (1559), «Несение креста» (ок. 1565), «Благовещение» (около 1564-1566), « Святой Себастьян» (1570), «Увенчание терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (1575-1576).

Жизнь Тициана оборвалась в 1576 году во время эпидемии чумы. Легенда гласит, что мастер умер с кистью в руке. 

Гуго фон Гофмансталь посвятил живописцу пьесу «Смерть Тициана», где есть прекрасные строки: «Когда б не он, мы жили бы во мраке / И не познали б красоту земли».


Автор текста: Зоя Константиновна Жосу.






Оставить комментарий