Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Меssа a quattro voci da Cappella» (Месса для четырех голосов а-капелла) – произведение Монтеверди для мужского хора. Исследователи предполагают, что это сочинение композитор написал для Рождественского богослужения в венецианском соборе святого Марка. Впервые оно было опубликовано в 1650 году. Месса по замыслу Монтеверди объединила в себе «старый» и «новый» музыкальные стили. Кроме четырех голосов в исполнении присутствует орган, вокальные дуэты и трио отличаются виртуозностью.
Мессу для такого же состава написал в XVIII веке Йозеф Гайдн, вероятно, его вдохновила работа К.Монтеверди.
История создания
Произведение «Меssа a quattro voci da Cappella» является примером музыкального стиля на границе эпох – от Возрождения к барокко, при этом сочинение обладает чертами индивидуального стиля самого композитора. Созданные в XVII веке сочинения подвергались критике и нападкам, их считали спорными или наоборот подражательными, но время показало, что Монтеверди был смелым новатором, ярким и талантливым мастером. Он пережил немало потрясений, его не обошли стороной лишения и утраты, но все утешение композитор находил в вере в Бога, в своем церковном творчестве.
Отношение автора к вере
Композитор родился в христианской семье. Свое первое духовное сочинение он написал в возрасте 15 лет и это было первое опубликованное произведение - набор мотетов, «Sacrae cantiunculae» (Священные песни) для трех голосов, был выпущен в Венеции в 1582 году. Его вторая опубликованная работа, «Madrigali spirituali» (Духовные мадригалы, 1583), была напечатана в Брешии. Впоследствии композитор усердно работал в жанре духовной музыки – в августе 1613 года он был назначен на должность музыкального руководителя базилики Сан-Марко в Венеции. Еще одним значительным сочинением Монтеверди является «Вечерня Пресвятой Богородицы», которая могла исполняться во все праздники Матери Божией. В ноябре 1632 года композитор написал и представил мессу в базилике Сан-Марко в честь избавления от чумы. В 1631 году Монтеверди был рукоположен в диакона, а затем священника, в 1632 г и был назначен членом духовенства Кремоны.
Биография
Клаудио Джованни Антонио Монтеверди крещен 15 мая 1567 года. Он прославился, как итальянский композитор, хормейстер и священник. Композитор как светской, так и духовной музыки, сделал значительный вклад в развитие оперы, он считается важной переходной фигурой между эпохами Возрождения и барокко в истории музыки.
Родившись в Кремоне, где он начал свои первые музыкальные занятия и сочинения, Монтеверди развил свою карьеру сначала при дворе Мантуи (около 1590-1613), а затем до самой своей смерти в Венецианской Республике, где он был капельмейстером в базилике Сан-Марко. Его сохранившиеся письма дают представление о жизни профессионального музыканта в Италии того периода, включая проблемы доходов, покровительства и политики. Его отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции — св. Марка и Санта Мария деи Фрари. Погребен композитор во втором из этих храмов (в приделе св. Амвросия).
Большая часть произведений Монтеверди, включая многие сценические произведения, была утрачена. Его сохранившаяся музыка включает в себя девять книг мадригалов, крупномасштабные религиозные произведения, такие как его Vespro della Beata Vergine (Вечерня для Пресвятой Девы) 1610 года, множество духовных произведений и три полные оперы. Его опера "Орфей" (1607) - самая ранняя из широко исполняемых до сих пор произведений этого жанра; к концу своей жизни композитор написал произведения для Венеции. В то время как композитор активно работал в традиции полифонии раннего Возрождения, о чем свидетельствуют его мадригалы, он предпринял большие разработки в форме и мелодии и начал использовать технику basso continuo, характерную для барокко. Не чуждый полемики, он защищал свои иногда новые приемы, как элементы seconda pratica, противопоставляя их более ортодоксальному раннему стилю, который он назвал prima pratica. В значительной степени забытые в течение восемнадцатого и большей части девятнадцатого веков, его работы были заново открыты примерно в начале двадцатого века. В настоящее время Монтеверди зарекомендовал себя как значительное влияние в европейской музыкальной истории и как композитор, чьи произведения регулярно исполняются и записываются.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст
Κύριε ἐλέησον
Господи помилуй.
Gloria in excelsis Deo et in terra pax hominibus bonae voluntatis.
Laudamus te. Benedicimus te. Adoramus te.
Glorificamus te. Gratias agimus tibi propter magnam gloriam tuam,
Domine Deus, Rex caelestis, Deus Pater omnipotens.
Domine Fili unigenite, Jesu Christe.
Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris.
Qui tollis peccata mundi, miserere nobis.
Qui tollis peccata mundi, suscipe deprecationem nostram.
Qui sedes ad dexteram Patris, miserere nobis.
Quoniam tu solus Sanctus. Tu solus Dominus, Tu solus Altissimus, Jesu Christe.
Cum Sancto Spiritu in gloria Dei Patris. Amen.
Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения.
Хвалим Тебя. Благословляем Тебя, поклоняемся Тебе.
Славословим Тебя. Благодарим Тебя, ибо велика Слава Твоя,
Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий.
Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе.
Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца.
Берущий на Себя грехи мира, помилуй нас.
Берущий на Себя грехи мира, прими молитву нашу.
Сидящий одесную Отца — помилуй нас.
Ибо Ты один свят. Ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисус Христос.
Со Святым Духом во славе Бога Отца. Аминь.